Материалы для педагогов

 

Цикл фильмов о формировании позитивного отношения общества к детям с особенностями психофизического развития и их семьям.

Признаки и формы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

развернуть

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – особое неврологическое состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психоэмоционального развития.

Выражается это в импульсивности, неспособности удерживать внимание на чем-либо продолжительное время, асоциальном и даже агрессивном поведении ребенка. Развитие детей младшего школьного возраста, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отличается от общепринятых норм и почти всегда вызывает большие проблемы с обучением и социализацией.

В зависимости от преобладания симптомов различают три формы СДВГ

  • гиперактивный или импульсивный тип

характеризуется непроизвольным желанием постоянно двигаться, при этом ребёнок в состоянии сосредотачиваться на учёбе или занятиях и полноценно осваивать изучаемый материал;

  • тип с преобладанием дефицита внимания

выражается в невозможности сконцентрироваться на определенном действии (чтении, письме, игре); дети с такой формой синдрома дефицита внимания моментально отвлекаются на малейшие раздражители, с трудом запоминают новую информацию, страдают от невнимательности, при этом признаки импульсивности отсутствуют или выражены незначительно;

  • комбинированный или смешанный тип

СДВГ наблюдаются признаки дефицита внимания и гиперактивности одинаково или с небольшим преобладанием.               Чаще всего встречается комбинированная форма, а самый редкий вариант – импульсивный тип.

Симптомы СДВГ могут быть схожи с другими нарушениями психоэмоционального спектра, лечение которых кардинально отличается от коррекции гиперактивности. Поэтому наличие или отсутствие у ребёнка синдрома определяет специалист.

свернуть

ВИДЕОУРОКИ по этике общения с незрячими, разработанные общественным объединением «Белорусское товарищество инвалидов по зрению»

развернуть

Видеоуроки на тему: «Этика общения с незрячими»

https://mogilev.beltiz.by/category/etika-obshcheniya-s-nezryachimi/

Видеоурок «Встреча со знакомым незрячим»: 

Видеоурок «Жесты и мимика в беседе с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/LRcPzp5SyLkofA

Видеоурок «Рукопожатие с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/m-i1LV9fvbLK7w

Видеоурок «Как правильно предложить помощь при сопровождении незрячего»: https://disk.yandex.ru/i/MxA2y0FmwVF7Sw

Видеоурок «Как правильно сориентировать незрячего на местности»: https://disk.yandex.ru/i/_m1CB3AefQOsxQ

Видеоурок «Можно ли говорить незрячему видишь, смотри, увидимся»: https://disk.yandex.ru/i/wsQdxLPKvI4eUg

Видеоурок «Сопровождение незрячего при спуске или подъеме по лестнице»: https://disk.yandex.ru/i/SzsbtFPBzjOnYA

Видеоурок «Незрячий на остановке и в общественном транспорте»: https://disk.yandex.ru/i/lQew2RKFc-MpoQ

 

свернуть

Мероприятие с элементами тренинга для учащихся по формированию толерантного отношения к обучающимся с ОПФР

развернуть

Цель: формирование толерантного отношения к обучающимся с ОПФР

Задачи:

формировать у обучающихся позитивное отношение к детям с ОПФР;

формировать у обучающихся умение правильно взаимодействовать со сверстниками с ОПФР;

формировать у обучающихся специальные навыки для помощи детям с ОПФР;

формировать умение сопереживать; формировать у обучающихся умение сравнивать, обобщать, логически мыслить.

1.Организационный этап.

Учитель-дефектолог: «Сделаем круг, возьмёмся за руки и произнесём фразу - мы разные, но мы вместе». Ребята занимают места.

2.Вступительная часть.

Классный руководитель:  «Здравствуйте!» Любую нашу встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы бесценный дар, который так легко потерять. Необходимо научиться  беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся  не просто приветствовать людей, а желать им здоровья.

— Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? (Ответы детей)

Здоровье можно потерять в результате болезни, травмы или родиться с особенностями в развитии.

Есть люди, возможности которых настолько ограничены заболеванием или особенностями развития, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. Это могут быть как взрослые так и дети.

— Как мы должны относиться к таким людям? (Ответы детей)

Учитель-дефектолог: Люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.Они общаются, развивают свои таланты, хотят быть счастливыми. Но в силу ограниченных возможностей часто страдают от одиночества, равнодушия, непонимания.

Государство создает все возможное, чтобы облегчить жизнь таких людей.

Но не менее важно для них - отношение людей.

- Ребята, как вы думаете, а чем бы вы могли помочь вашим сверстникам с особенностями в развитии, ограниченными возможностями?(Ответы детей).

Перечисленные вами действия говорят о том, что вы умеете сострадать, быть великодушными, милосердными, можете пожертвовать чем-то ради другого человека.

3.Упражнения

1.Упражнение – эксперимент с элементами тренинга.

Классный руководитель: Поднимите руку те, кто продал бы за миллион рублей свою ногу, руку, глаза? За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Проведём небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 учащихся. Организатор дает задание: Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия упражнения:что вы почувствовали во время проведения упражнения? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Как вы думаете,  зачем я вам предложила  выполнить это упражнение?

2.Упражнение- ситуация  с элементами тренинга.

Учитель-дефектолог: Называетсяситуация, которая очень часто происходит с людьми с ограниченными возможностями, с особенностями развития. Ребята  поднимают зелёный кружок, если им подходит первое высказывание, красный – второе.

1.Ты опаздываешь на встречу с друзьями. На пути у тебя встречается слепой человек, который просит тебя перевести его через дорогу:

- переводишь его через дорогу, одна минута ничего не решит;

- вежливо откажешь ему скажешь, что тебе некогда. 2. К тебе подходит учащийся с ограниченными возможностями или особенностями в развитии и хочет с тобой пообщаться:

- естественным образом разговариваешь с ним;

- отходишь от него и не знаешь, что сказать.

  1. Ты видишь на улице, что у проходящего мимо мужчины упал один из костылей, и он безрезультатно старается его поднять самостоятельно: - помогаешь мужчине и поднимаешь костыль;

- делаешь вид, что не заметил этого, поможет кто-нибудь другой. 4. Коляска ребенка - инвалида   застревает на трамвайных путях: - зовешь на помощь взрослых, потому, что на трамвайных путях опасно;

-приходишь на помощь ребенку самостоятельно. Рефлексия упражнения:

- Какие новые знания вы получили благодаря выполнению этого упражнения? (Иногда можно помочь самостоятельно, а в особых случаях можно позвать на помощь взрослых).

3.Упражнение с элементами тренинга «Положительные качества».

Классный руководитель: Учащийся с ОПФР садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные имположительные его качества.

Рефлексия упражнения:

Как вы думаете, как себя чувствовал участник на стуле? Почему?

  1. Упражнение-рассуждение.

Учитель-дефектолог: Предлагается порассуждать над высказываниями:«Человек с особенностями в развитии, ограниченными возможностями такой же, человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем здоровому человеку», « «Человеком с ограниченными возможностями, к сожалению,  может стать каждый! От этого никто не застрахован. И это не приговор, а лишь дополнительное препятствие в жизни» 5.Упражнение с элементами тренинга  «Слепой, глухой, немой».

Классный руководитель: Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо сыграть предложенные на карточках роли людей с особенностями в развитии:

1 человек: не двигается, не слышит, но говорит и видит;

2 человек: не говорит, не слышит, но двигается и видит;

3 человек: не говорит, не видит, но слышит и двигается.

Задания для коммуникации: вы собрались на праздник, нужно договориться, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок. Группа не должна помогать. По окончанию первой части упражнения можно предложить попробовать выполнить упражнение другим участникам группы. Рефлексия упражнения:трудно ли вам было поставить себя на место другого человека и понять его переживания? Почему?

  1. Упражнение-викторина «Их знает весь мир».

Учитель-дефектологчитает описание известного человека, учащиеся стараются отгадать его. - Великий немецкий композитор, который полностью потерял слух, но, несмотря на это именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. (Людвиг ван Бетховен)

- Одна из известных незрячих людей, которая была известна как ясновидящая и предсказательница.Она в 12-летнем возрасте потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров.(Ванга)

-  Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации ног и стал летать с протезами. Летчик, по истории жизни которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права людей с ограниченными возможностями. (Алексей Маресьев) - Он достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном. (Оскар Писториус) - Известный ирландский художник. Фактически, полноценно  управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать.(Кристи Браун) - 32-й президент США, единственный избиравшийся более чем на два срока, в детстве перенес полиомиелит и передвигался в инвалидном кресле.(Франклин Рузвельт)

Рефлексия упражнения: как вы думаете о чем нам говорит то, что много известных и  талантливыхлюдей были людьми с ограниченными возможностями, особенностями развития?

7.Итог мероприятия.Рефлексия.

«Дерево толерантности»

Классный руководитель: Напишите на листочках что, по – вашему мнению, надо сделать каждому из нас, чтобы класс, (лично вы) стали толерантными. Затем листочки «приклеиваются» на дерево. (Дерево нарисовано на ватмане).

Аудиозапись песни  «Твори добро» слова Александра Гетуна. Молодцы! Спасибо за активную работу!

«Сделаем круг, возьмёмся за руки и произнесём фразу - мы разные, но мы вместе».

свернуть

Дислексия. Симптоматика и коррекция

развернуть

 Сегодня такое нарушение речевой и письменной функции психической деятельности, а также понимания пришедшей извне информации и ее воспроизведения, как дислексия у школьников встречается часто. 

1.Научное определение дислексии

С точки зрения педагогической науки, дислексия, это – «частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Основным нарушением при дислексии является стойкая неспособность овладеть как слогослиянием (слоговым чтением), так и автоматизированным чтением целыми словами. Это очень часто сопровождается недостаточным пониманием или полным непониманием прочитанного.

2. Речевая симптоматика дислексии.

Для ребёнка – дислексика наиболее характерна следующая речевая симптоматика:

Замены и смешения фонематически близких звуков при чтении (звонких – глухих, твёрдых – мягких, свистящих-шипящих), а также замены графически сходных букв ( х-ж, п-н, з-а, б-д, и др.).

Побуквенное чтение. Затруднение при слиянии звуков в слоги и слова. Буквы называются поочерёдно, причём даётся не их звуковой образ, а их названия: «тэ», «пэ», «эм», «ша», «же».

Искажение звуко-слоговой структуры слова. При чтении это проявляется в пропусках гласных и согласных при их стечении в слове; при отсутствии стечения; добавление, перестановка звуков; перестановках слогов.

Нарушение понимания прочитанного, что проявляется на уровне понимания как отдельного слова, так и предложения и текста в целом. При этом техника чтения может быть очень высокой.

Аграмматизмы при чтении. Отмечаются искажения падежных окончаний; не соблюдаются согласования существительного и прилагательного в роде, числе, падеже; не учитываются окончания глаголов по лицам, числам и временам и др.

Нарушения звукопроизношения. Очень часто дислексии предшествуют дислалия, дизартрия или общее недоразвитие речи (ОНР).

Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В лёгких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Трудности запоминания ряда слов, стихов, отрывков текста.

Затруднения в составлении рассказа по картинке (по серии картинок)

3.Неречевая симптоматика дислексии

Трудности ориентировки в пространстве: затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

Неточность определения формы, величины. Это проявляется в несформированности оптико-пространственных представлений при рисовании, лепке; При составлении целого из частей; при конструировании; в неспособности воспроизвести заданный предмет по описанию или представлению.

Левшество, амбидекстрия.

Путаница при названии порядка следования времён года, дней недели, цифрового ряда.

Невозможность отхлопать ритм или правильно повторить серии ударов по столу карандашом с длинными и короткими интервалами.

Невозможность научиться застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. 

4.Виды дислексий

Р.И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая .

Фонематическая  дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески.

Семантическая дислексия (механическое чтение). Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами) особенно, при чтении предложений и текста.

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, несформированностью морфологических и систаксических обобщений.

Мнестическая дислексия  проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой т.е. ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

5.Игры и упражнения для коррекции дислексии

Фонематическая дислексия

Развитие слухового восприятия

  • Различать на слух фонематические противопоставления:
  • гласные – согласные (или твёрдые и мягкие согласные; глухие и звонкие согласные; сонорные согласные; свистящие и шипящие
  • согласные; заднеязычные согласные (г-к-х); аффрикаты (ч-ц));
  • Узнавать звук на фоне слова

Развитие звукового анализа и синтеза

Семантическая дислексия

Упражнение «Игра в слова»

(Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.)

Упражнение «Признак»

Задание №1: «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

Задание№2 «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».

Задание №3 «Сравни»(предметы по вкусу, запаху, цвету…)

Упражнения: «Слова-приятели», «Слова-неприятели», «Один и много», ««Объясни слово», «Назови ласково»…

Аграмматическая дислексия

Упражнения для развития грамматических навыков

Задание: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»

Мама ставит вазу с цветами в стол...и т.д.

Упражнения: «Подбери рифму», «Составь предложение»,«Где начало рассказа?»…

Упражнения для развития словарного запаса

Мнестическая дислексия

Упражнение «Зрительный диктант»

Зрительные диктанты позволяют развивать оперативную память. Ребёнку предлагается прочитать и запомнить предложение. Сначала это предложение, состоящее из 2 слов – 3 слогов. Постепенно длинна предложения наращивается до 10 слов – 22 слогов и больше. Одновременно возрастает и оперативная память.

Упражнение «Давай выучим стихи»

Любой текст представляй в виде мысленных образов.

«Прочитай первую строчку стихотворения. Закрой глаза и представь себе что в ней написано. Нарисуй картину яркой. Нравится тебе её содержание?»

Упражняться в установлении тождества, признаков сходства и различия в изображениях (можно конкретизировать, в каких изображениях (предметных, сюжетных, изображениях символов);

 

Использованы материалы курсов повышения квалификации учителей-дефектологов

 

свернуть

Диагностика, профилактика и коррекция дискалькулии

развернуть

Слово «дискалькулия» имеет греческие и латинские корни, означая «плохо считать».

Дискалькулия – специфическое нарушение обучения счёту.

Данное нарушение рассматривалось в работах (Л.И.Лалаевой, Ю.Г.Демьянова, А.Гермаковской, С.Л. Гириной, М..В.Ипполитовой, С.С.Минухина, Т.В.Розановой и др.)

Как же диагностировать дискалькулию? Наиболее характерными ошибками и затруднениями в процессе усвоения математических ЗУН являются:

- несформированность количественных отношений чисел;

- автоматическое воспроизведение порядка следования чисел;

- трудности установления отношения числа к его соседям;

- недостаточное овладение математическим словарём;

- неправильное называние чисел;

- неточное представление о графической структуре цифр;

-элементарный способ выполнения арифметических действий («ручной» способ);

- незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления;

- преимущественно конкретный характер мыслительных операций. 

Процесс коррекции принципиально зависит от того, какие механизмы вызывают дискалькулию, какова степень нарушения. Так, например, зеркальное написание цифр в одном случаи может быть обусловлено недостаточностью процессов зрительного анализа, в другом -недостаточностью анализа пространственных отношений, в третьем -отсутствием прочной связи между зрительным и двигательным образами цифр.

   Поэтому очень важным является подробное обследование ребенка учителем-дефектологом и педагогом-психологом.

Чаще всего комплекс нарушений в овладении счетными операциями у детей обусловлен недоразвитием многих психических функций, в связи с чем коррекция дискалькулии осуществляется по следующим направлениям:                            

1. Коррекция нарушений сенсомоторных функций (зрительный, слуховой гнозис, кинестетический гнозопраксис, пространственно-временные представления, ориентировка в собственном теле, зрительная и слуховая память, ручная моторика)

2. Формирование сукцессивных и симультанных процессов

Сукцессивный и симультанный анализ осуществляется на всех этапах коррекционной работы.Так,к примеру, в процессе работы по серии сюжетных картинок можно включить задания «Найди место выпавшей картинке», «Найди место для числа» , «Покажи числа в определённой последовательности среди геометрических фигур».Данные задания будут способствовать развитию сукцессивного анализа. Симультанный анализ имеет место в следующих упражнениях:

На невербальном уровне

-складывание разрезанных на части фотографий, предметных и сюжетных картинок

-дополнение цветных матриц Равена

-конструирование кубиками Кооса

-составление сюжетных картинок из кубиков

-выкладывание узоров из мозаики

-деление квадрата и круга на равные части

В речевом плане

-выявление сходства и различия сюжетных картинок

- определение сходства и различия картинок, отличающихся временными признаками

-анализ картинок с нелепым сюжетом

3. Развитие логических операций (сериации, классификации, сравнения, умозаключений)

4. Формирование речевых предпосылок овладения математическими умениями, знаниями и навыками

-формирование положительной мотивации речевого общения

-расширение словарного запаса (глаголов: объединить, прибавить, отнять, измерить, разделить…,существительных: размер, форма, длина, целое, часть…,компонентов математических действий: сумма, слагаемое ,вычитаемое…)

-развитие антонимии (длинный-короткий…)

-развитие синонимии

-дифференциация речевых обозначений временных, пространственных отношений (там, здесь, сначала, потом, одинаково, вчера…)

-коррекция нарушений понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкции сложноподчинённых предложений

-развитие связной речи

5. Формирование количественных представлений

6. Интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий

Целью обучения математике является не только формирование навыков выполнения счётных операций, но и развитие способности самостоятельного рассуждения. Этому особенно способствует приобретение умения решать математические задачи. Особенно большое внимание решению задач следует уделять в работе с детьми с дискалькулией, у которых имеется ОНР.

Самым трудным для детей является понимание условия задачи.

Для понимания содержания условия задачи можно использовать следующие упражнения:

-нахождение вопроса задачи

-нахождение данных задачи

-запоминание условия при помощи схем, на основе практических действий

В процессе коррекции важно сформировать у детей автоматизмы. Автоматизация действий осуществляется в такой последовательности:

- автоматизация простейших счётных операций

- автоматизация процесса правильного понимания условия задачи

- автоматизация алгоритма решения задачи данного типа

7. Закрепление сформированных предпосылок в процессе усвоения математических умений и навыков, выполнения математических заданий.

Данная методика может быть использована как для коррекции дискалькулии у младших школьников, так и для её профилактики.

Специфика дискалькулии очень индивидуальна и сложна в коррекции. Поэтому очень важен комплексный подход к коррекции нарушения.Только совместные усилия специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителей) помогут ребёнку справится с данной проблемой.

 

 Использованы материалы книги Р.И. Лалаевой «Нарушения в овладении математикой у младших школьников…»

 

свернуть

Игры для гиперактивных детей

развернуть

Уважаемые учителя, подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать их особенности: импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игра «Стоп, кулак!»

Цель: учить трансформировать агрессию в физическую активность.

Описание: ребёнок проговаривает текст (можно с учителем), сопровождая его движениями (можно дополнительно отстукивать ритм ногой). Можно предлагать игру, когда назревает конфликтная ситуация.

Стоп, кулак!

Кулак, уймись!

Ты в ладошку

Развернись!

Стоп, ладонь!

Ладонь, замри!

На другую

Посмотри!

А теперь похлопаем,

А теперь потопаем!

Сели-встали, сели-встали

И опять играть мы 

стали.

+

Игра «Актёр»

Цель: учить детей выражать свои эмоции с помощью мимики.

Описание: под прочтение текста, мимически изображать разных сказочных героев

Я, царя изображаю

Ведьму, бабушку Ягу,

И Алёнушку - девицу

Я изобразить могу.

Вот счастливый и весёлый,

Вот суровый, строгий взгляд.

Поиграть с собой в актёра

Я сегодня очень рад.

+

Игра «Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

     *****

Ручка правая моя

Ручка левая моя

Вы – мои помощники

Вы-мои друзья .

Вы меня кормили,

Вы меня поили.

Буквы нашей Азбуки

Вместе мы учили. 

Рисовали с вами мы

Разные картинки.

Помогали мне всегда

Шнуровать ботинки.

Я «спасибо» вам шепчу.

Вас хорошему учу!

+

Игра: «Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку на начало каждого такта повторяют движения для рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Игра: «Восковая скульптура»

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в которой его оставил «скульптор»

Игра: «Живая картина»

 Создав сюжетную сценку, её участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.

 

Использованы материалы курсов повышения квалификации учителей-дефектологов.

 

свернуть