Материалы для педагогов

«Ребёнок с РАС – особенности взаимодействия»

развернуть

 

«Ребёнок с РАС – особенности взаимодействия»

Цель: информирование и просвещение в вопросах форм и приемов взаимодействия с учащимися с РАС.

Задачи:

  1. Формировать представления о понятии «РАС», о психологическом портрете ребёнка с РАС.
  2. Формировать представления о способах и методах взаимодействия с учащимися РАС.
  3. Воспитывать толерантное отношение к учащимся с РАС.

Что такое аутизм?

Педагогам предлагается дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить продолжить предложение: «Я думаю, аутизм — это…» Ведущий может зафиксировать мысли участников на доске или ватмане. После этого он подводит общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина: «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

Предлагает участникам и другие определения термина «аутизм», позволяющие более глубоко осознать тему консультации.

«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

 Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах.

Выделяют четыре основных формы проявления аутизма.

  1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.
  2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.
  3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень "речевые" дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, "книжными" фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.
  4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма. По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.

 

Портрет ребёнка с РАС

Симптомы РАС можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.

Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: "Лестница!" У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу. В нашей практике ученик 2-го класса Андрюша М. в течение всего урока просто открывал и закрывал тетрадь, не слушая объяснений учителя и не выполняя заданий.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает "уход в себя" либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения "пустякам", которые так важны для аутичного ребенка.

Пример.

4-летний Жора, собираясь вместе с другими детьми средней группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Когда все дети ушли на прогулку, а у Жоры уже, видимо, не осталось сил, он немного успокоился. Опытный воспитатель стал "на ощупь" искать причину срыва. Глядя ему в глаза, начал перечислять все возможные детали, которые могли расстроить Жору. Воспитатель называл одну причину за другой, но мальчик оставался безучастным. Однако через какое-то время удалось привлечь его внимание: он оживился, когда воспитатель стал поправлять ему гольфы. Затем равнодушно, не сопротивляясь, но и без радости, он согласился идти на прогулку.

Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Так, например, Даня К. (6 лет), отказавшись отвечать на какие-либо вопросы психолога при обследовании по методике Векслера, задания на определение невербального интеллекта ("Складывание фигур", "Лабиринт", "Последовательные картинки") выполнил блестяще и с явным желанием. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними. Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском фильме "Человек дождя" актер Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз). Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение "Я". Понятие "Я" чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития.

Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка. Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого. Не воспринимая своего "Я", не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

К. С. Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальные способности.

 

Этапы помощи аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

  • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
  • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
  • пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
  • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
  • начать работу с соответствующим специалистом.

Способы работы с детьми-аутистами

Методы работы с детьми-аутистами

  1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
  2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
  3. Концепция ТЕАССН
  4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

  1. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

Рекомендации по работе с детьми с РАС

Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:

  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть.
  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживайтесь определенного режима дня.
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Не трогайте ребенка.
  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
  • Все общениеи обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

  • хороводные игры,
  • игры с правилами,
  • пускать мыльные пузыри,
  • игры с водой,
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:
  • доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
  • избегать переутомления;
  • четко организовывать пространство;
  • использовать подписанные системы хранения;
  • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
  • обращаться к ребенку по имени;
  • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
  • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
  • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
  • постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

 

Как играть?

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру. Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.

            Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись "по вкусу" вашему ученику.

Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.

Наиболее сложные для аутичных детей игры - это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

 

Подвижные игры

 

"Рукавички" 

Цель: включение аутичных детей в групповую работу.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою "пару", отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

 

"Щепки на реке"

Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу.

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе - Вода одной реки.

По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.

Дети сами могут решить, как они в качестве "Щепок" будут "двигаться по Воде": медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

 

"Охота на тигров" 

Цель: научить детей планировать свои действия во времени.

Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего - найти тигра.

Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

 

"Покажи нос"

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Педагог, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела.

Затем воспитатель начинает "путать" детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

 

"Кто Я?" 

Цель: развитие представлений и воображения ребенка.

Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т. д.). Ребенок должен отгадать, кто это был.

 

"Придумки" 

Цель: научить детей распознавать различные эмоции.

Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: "Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое…

 

"Покажи по-разному" 

Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.

I этап игры.

Взрослый говорит:

- Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота... (взрослый пригибается). Какие? (Ребенок должен назвать антоним к слову "высокие".)

- Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?

- Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?

- Я иду медленно, а вот я иду... Как?

- Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...

- Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...

II этап игры.

Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: "Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься, и т. д.

 

"Солнечный зайчик" 

Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

"К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку.) А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь". Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге (рис. 4).

Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день – зеркальце.

Признаки аутизма

 

Черты обычного ребенка

Черты ребенка-аутиста

 

- постоянно задает вопросы, - залезает на горку, на верх дивана, - любит играть на детской площадке, когда там много детей,  - активно привлекает детей в свою игру, - любит кошек, - разбирает вещи по частям, - разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми, - любит разноцветные шерстяные свитера, - любит громкую музыку, - любит играть на барабанах или стучать, - требует новых игрушек, - постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате, - пьет из разных чашек

- не смотрит в глаза, - не играет со сверстниками, - не испытывает радость, - не нуждается в контакте с окружающими, - не разговаривает с окружающими, - повторяет одни и те же слова или предложения, - выполняет одни и те же механические движения, - играет только с определенными игрушками, - использует постоянные ритуалы, - играет с мелкими игрушками, - выстраивает предметы в ряд, - общается только с одним членом семьи,  - общается с одним выбранным взрослым, - избирателен в еде,  - предпочитает еду одного цвета, - не любит телесный контакт, - избирателен в одежде, - часто ходит босиком, - плохо спит,                          

- играет один, - делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами), - постоянно намеренно соблюдает определенные правила, - сопротивляется переменам,  - выполняет действия в определенном порядке, - совершает действия, приносящие вред ему самому,  - боится громких звуков, закрывает уши руками, - избегает яркого света, - нюхает предметы, в том числе и несъедобные, - избегает двигательной активности, - не переносит прикосновения к себе, - боится испачкаться, - быстро утомляется, - хаотично передвигается по помещению

 

 

 

свернуть

Организация взаимодействия в системе «учитель — ученик с особенностями психофизического развития»

развернуть

-создание условий для формирования учебной мотивации;

-направленность работы на результативную подготовку каждого ученика;

-обеспечение на всех этапах урока благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа результатов деятельности школьников;

-дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

-обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса;

-стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;

-широкое использование игровых методов и приёмов обучения;

-фиксирование внимания на позитивных продвижениях, избегание негативной оценки деятельности учащихся;

-создание для детей ситуаций успеха.

                  Для создания ситуации успеха в учебной деятельности можно использовать эффективный словесный приём — 30 вариантов того, как сказать ребёнку «молодец» (из книги А. Р. Маллера «Ребёнок с ограниченными возможностями»): Прекрасно! Мне нравится, как ты это сделал. Это у тебя получилось лучше всего. Здорово придумал! Я просто обожаю это. Умница! Ты сделал это! Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо сказать родителям! Все лучше и лучше! Удивительно! Ура! Здорово, молодец! Хорошо, а как тебе это? Очень неплохо! Ты делаешь все аккуратно. Это просто замечательно! Ах, превосходно! Похлопаем нашему… Именно так. Восхитительно! Правильно. Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично! Мне нравится, потому что… Ну, просто изумительно.

 

Использованы материалы сайта

http://gimnazia-blz.bereza.edu.by/ru/main.aspx?guid=35161

свернуть

Признаки и формы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

развернуть

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – особое неврологическое состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психоэмоционального развития.

Выражается это в импульсивности, неспособности удерживать внимание на чем-либо продолжительное время, асоциальном и даже агрессивном поведении ребенка. Развитие детей младшего школьного возраста, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отличается от общепринятых норм и почти всегда вызывает большие проблемы с обучением и социализацией.

В зависимости от преобладания симптомов различают три формы СДВГ

  • гиперактивный или импульсивный тип

характеризуется непроизвольным желанием постоянно двигаться, при этом ребёнок в состоянии сосредотачиваться на учёбе или занятиях и полноценно осваивать изучаемый материал;

  • тип с преобладанием дефицита внимания

выражается в невозможности сконцентрироваться на определенном действии (чтении, письме, игре); дети с такой формой синдрома дефицита внимания моментально отвлекаются на малейшие раздражители, с трудом запоминают новую информацию, страдают от невнимательности, при этом признаки импульсивности отсутствуют или выражены незначительно;

  • комбинированный или смешанный тип

СДВГ наблюдаются признаки дефицита внимания и гиперактивности одинаково или с небольшим преобладанием.               Чаще всего встречается комбинированная форма, а самый редкий вариант – импульсивный тип.

Симптомы СДВГ могут быть схожи с другими нарушениями психоэмоционального спектра, лечение которых кардинально отличается от коррекции гиперактивности. Поэтому наличие или отсутствие у ребёнка синдрома определяет специалист.

свернуть

ВИДЕОУРОКИ по этике общения с незрячими, разработанные общественным объединением «Белорусское товарищество инвалидов по зрению»

развернуть

Видеоуроки на тему: «Этика общения с незрячими»

https://mogilev.beltiz.by/category/etika-obshcheniya-s-nezryachimi/

Видеоурок «Встреча со знакомым незрячим»: 

Видеоурок «Жесты и мимика в беседе с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/LRcPzp5SyLkofA

Видеоурок «Рукопожатие с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/m-i1LV9fvbLK7w

Видеоурок «Как правильно предложить помощь при сопровождении незрячего»: https://disk.yandex.ru/i/MxA2y0FmwVF7Sw

Видеоурок «Как правильно сориентировать незрячего на местности»: https://disk.yandex.ru/i/_m1CB3AefQOsxQ

Видеоурок «Можно ли говорить незрячему видишь, смотри, увидимся»: https://disk.yandex.ru/i/wsQdxLPKvI4eUg

Видеоурок «Сопровождение незрячего при спуске или подъеме по лестнице»: https://disk.yandex.ru/i/SzsbtFPBzjOnYA

Видеоурок «Незрячий на остановке и в общественном транспорте»: https://disk.yandex.ru/i/lQew2RKFc-MpoQ

 

свернуть

Мероприятие с элементами тренинга для учащихся по формированию толерантного отношения к обучающимся с ОПФР

развернуть

Цель: формирование толерантного отношения к обучающимся с ОПФР

Задачи:

формировать у обучающихся позитивное отношение к детям с ОПФР;

формировать у обучающихся умение правильно взаимодействовать со сверстниками с ОПФР;

формировать у обучающихся специальные навыки для помощи детям с ОПФР;

формировать умение сопереживать; формировать у обучающихся умение сравнивать, обобщать, логически мыслить.

1.Организационный этап.

Учитель-дефектолог: «Сделаем круг, возьмёмся за руки и произнесём фразу - мы разные, но мы вместе». Ребята занимают места.

2.Вступительная часть.

Классный руководитель:  «Здравствуйте!» Любую нашу встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы бесценный дар, который так легко потерять. Необходимо научиться  беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся  не просто приветствовать людей, а желать им здоровья.

— Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? (Ответы детей)

Здоровье можно потерять в результате болезни, травмы или родиться с особенностями в развитии.

Есть люди, возможности которых настолько ограничены заболеванием или особенностями развития, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. Это могут быть как взрослые так и дети.

— Как мы должны относиться к таким людям? (Ответы детей)

Учитель-дефектолог: Люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.Они общаются, развивают свои таланты, хотят быть счастливыми. Но в силу ограниченных возможностей часто страдают от одиночества, равнодушия, непонимания.

Государство создает все возможное, чтобы облегчить жизнь таких людей.

Но не менее важно для них - отношение людей.

- Ребята, как вы думаете, а чем бы вы могли помочь вашим сверстникам с особенностями в развитии, ограниченными возможностями?(Ответы детей).

Перечисленные вами действия говорят о том, что вы умеете сострадать, быть великодушными, милосердными, можете пожертвовать чем-то ради другого человека.

3.Упражнения

1.Упражнение – эксперимент с элементами тренинга.

Классный руководитель: Поднимите руку те, кто продал бы за миллион рублей свою ногу, руку, глаза? За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Проведём небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 учащихся. Организатор дает задание: Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия упражнения:что вы почувствовали во время проведения упражнения? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Как вы думаете,  зачем я вам предложила  выполнить это упражнение?

2.Упражнение- ситуация  с элементами тренинга.

Учитель-дефектолог: Называетсяситуация, которая очень часто происходит с людьми с ограниченными возможностями, с особенностями развития. Ребята  поднимают зелёный кружок, если им подходит первое высказывание, красный – второе.

1.Ты опаздываешь на встречу с друзьями. На пути у тебя встречается слепой человек, который просит тебя перевести его через дорогу:

- переводишь его через дорогу, одна минута ничего не решит;

- вежливо откажешь ему скажешь, что тебе некогда. 2. К тебе подходит учащийся с ограниченными возможностями или особенностями в развитии и хочет с тобой пообщаться:

- естественным образом разговариваешь с ним;

- отходишь от него и не знаешь, что сказать.

  1. Ты видишь на улице, что у проходящего мимо мужчины упал один из костылей, и он безрезультатно старается его поднять самостоятельно: - помогаешь мужчине и поднимаешь костыль;

- делаешь вид, что не заметил этого, поможет кто-нибудь другой. 4. Коляска ребенка - инвалида   застревает на трамвайных путях: - зовешь на помощь взрослых, потому, что на трамвайных путях опасно;

-приходишь на помощь ребенку самостоятельно. Рефлексия упражнения:

- Какие новые знания вы получили благодаря выполнению этого упражнения? (Иногда можно помочь самостоятельно, а в особых случаях можно позвать на помощь взрослых).

3.Упражнение с элементами тренинга «Положительные качества».

Классный руководитель: Учащийся с ОПФР садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные имположительные его качества.

Рефлексия упражнения:

Как вы думаете, как себя чувствовал участник на стуле? Почему?

  1. Упражнение-рассуждение.

Учитель-дефектолог: Предлагается порассуждать над высказываниями:«Человек с особенностями в развитии, ограниченными возможностями такой же, человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем здоровому человеку», « «Человеком с ограниченными возможностями, к сожалению,  может стать каждый! От этого никто не застрахован. И это не приговор, а лишь дополнительное препятствие в жизни» 5.Упражнение с элементами тренинга  «Слепой, глухой, немой».

Классный руководитель: Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо сыграть предложенные на карточках роли людей с особенностями в развитии:

1 человек: не двигается, не слышит, но говорит и видит;

2 человек: не говорит, не слышит, но двигается и видит;

3 человек: не говорит, не видит, но слышит и двигается.

Задания для коммуникации: вы собрались на праздник, нужно договориться, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок. Группа не должна помогать. По окончанию первой части упражнения можно предложить попробовать выполнить упражнение другим участникам группы. Рефлексия упражнения:трудно ли вам было поставить себя на место другого человека и понять его переживания? Почему?

  1. Упражнение-викторина «Их знает весь мир».

Учитель-дефектологчитает описание известного человека, учащиеся стараются отгадать его. - Великий немецкий композитор, который полностью потерял слух, но, несмотря на это именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. (Людвиг ван Бетховен)

- Одна из известных незрячих людей, которая была известна как ясновидящая и предсказательница.Она в 12-летнем возрасте потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров.(Ванга)

-  Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации ног и стал летать с протезами. Летчик, по истории жизни которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права людей с ограниченными возможностями. (Алексей Маресьев) - Он достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном. (Оскар Писториус) - Известный ирландский художник. Фактически, полноценно  управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать.(Кристи Браун) - 32-й президент США, единственный избиравшийся более чем на два срока, в детстве перенес полиомиелит и передвигался в инвалидном кресле.(Франклин Рузвельт)

Рефлексия упражнения: как вы думаете о чем нам говорит то, что много известных и  талантливыхлюдей были людьми с ограниченными возможностями, особенностями развития?

7.Итог мероприятия.Рефлексия.

«Дерево толерантности»

Классный руководитель: Напишите на листочках что, по – вашему мнению, надо сделать каждому из нас, чтобы класс, (лично вы) стали толерантными. Затем листочки «приклеиваются» на дерево. (Дерево нарисовано на ватмане).

Аудиозапись песни  «Твори добро» слова Александра Гетуна. Молодцы! Спасибо за активную работу!

«Сделаем круг, возьмёмся за руки и произнесём фразу - мы разные, но мы вместе».

свернуть

Дислексия. Симптоматика и коррекция

развернуть

 Сегодня такое нарушение речевой и письменной функции психической деятельности, а также понимания пришедшей извне информации и ее воспроизведения, как дислексия у школьников встречается часто. 

1.Научное определение дислексии

С точки зрения педагогической науки, дислексия, это – «частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Основным нарушением при дислексии является стойкая неспособность овладеть как слогослиянием (слоговым чтением), так и автоматизированным чтением целыми словами. Это очень часто сопровождается недостаточным пониманием или полным непониманием прочитанного.

2. Речевая симптоматика дислексии.

Для ребёнка – дислексика наиболее характерна следующая речевая симптоматика:

Замены и смешения фонематически близких звуков при чтении (звонких – глухих, твёрдых – мягких, свистящих-шипящих), а также замены графически сходных букв ( х-ж, п-н, з-а, б-д, и др.).

Побуквенное чтение. Затруднение при слиянии звуков в слоги и слова. Буквы называются поочерёдно, причём даётся не их звуковой образ, а их названия: «тэ», «пэ», «эм», «ша», «же».

Искажение звуко-слоговой структуры слова. При чтении это проявляется в пропусках гласных и согласных при их стечении в слове; при отсутствии стечения; добавление, перестановка звуков; перестановках слогов.

Нарушение понимания прочитанного, что проявляется на уровне понимания как отдельного слова, так и предложения и текста в целом. При этом техника чтения может быть очень высокой.

Аграмматизмы при чтении. Отмечаются искажения падежных окончаний; не соблюдаются согласования существительного и прилагательного в роде, числе, падеже; не учитываются окончания глаголов по лицам, числам и временам и др.

Нарушения звукопроизношения. Очень часто дислексии предшествуют дислалия, дизартрия или общее недоразвитие речи (ОНР).

Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В лёгких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Трудности запоминания ряда слов, стихов, отрывков текста.

Затруднения в составлении рассказа по картинке (по серии картинок)

3.Неречевая симптоматика дислексии

Трудности ориентировки в пространстве: затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

Неточность определения формы, величины. Это проявляется в несформированности оптико-пространственных представлений при рисовании, лепке; При составлении целого из частей; при конструировании; в неспособности воспроизвести заданный предмет по описанию или представлению.

Левшество, амбидекстрия.

Путаница при названии порядка следования времён года, дней недели, цифрового ряда.

Невозможность отхлопать ритм или правильно повторить серии ударов по столу карандашом с длинными и короткими интервалами.

Невозможность научиться застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. 

4.Виды дислексий

Р.И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая .

Фонематическая  дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески.

Семантическая дислексия (механическое чтение). Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами) особенно, при чтении предложений и текста.

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, несформированностью морфологических и систаксических обобщений.

Мнестическая дислексия  проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой т.е. ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

5.Игры и упражнения для коррекции дислексии

Фонематическая дислексия

Развитие слухового восприятия

  • Различать на слух фонематические противопоставления:
  • гласные – согласные (или твёрдые и мягкие согласные; глухие и звонкие согласные; сонорные согласные; свистящие и шипящие
  • согласные; заднеязычные согласные (г-к-х); аффрикаты (ч-ц));
  • Узнавать звук на фоне слова

Развитие звукового анализа и синтеза

Семантическая дислексия

Упражнение «Игра в слова»

(Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.)

Упражнение «Признак»

Задание №1: «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

Задание№2 «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».

Задание №3 «Сравни»(предметы по вкусу, запаху, цвету…)

Упражнения: «Слова-приятели», «Слова-неприятели», «Один и много», ««Объясни слово», «Назови ласково»…

Аграмматическая дислексия

Упражнения для развития грамматических навыков

Задание: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»

Мама ставит вазу с цветами в стол...и т.д.

Упражнения: «Подбери рифму», «Составь предложение»,«Где начало рассказа?»…

Упражнения для развития словарного запаса

Мнестическая дислексия

Упражнение «Зрительный диктант»

Зрительные диктанты позволяют развивать оперативную память. Ребёнку предлагается прочитать и запомнить предложение. Сначала это предложение, состоящее из 2 слов – 3 слогов. Постепенно длинна предложения наращивается до 10 слов – 22 слогов и больше. Одновременно возрастает и оперативная память.

Упражнение «Давай выучим стихи»

Любой текст представляй в виде мысленных образов.

«Прочитай первую строчку стихотворения. Закрой глаза и представь себе что в ней написано. Нарисуй картину яркой. Нравится тебе её содержание?»

Упражняться в установлении тождества, признаков сходства и различия в изображениях (можно конкретизировать, в каких изображениях (предметных, сюжетных, изображениях символов);

 

Использованы материалы курсов повышения квалификации учителей-дефектологов

 

свернуть

Диагностика, профилактика и коррекция дискалькулии

развернуть

Слово «дискалькулия» имеет греческие и латинские корни, означая «плохо считать».

Дискалькулия – специфическое нарушение обучения счёту.

Данное нарушение рассматривалось в работах (Л.И.Лалаевой, Ю.Г.Демьянова, А.Гермаковской, С.Л. Гириной, М..В.Ипполитовой, С.С.Минухина, Т.В.Розановой и др.)

Как же диагностировать дискалькулию? Наиболее характерными ошибками и затруднениями в процессе усвоения математических ЗУН являются:

- несформированность количественных отношений чисел;

- автоматическое воспроизведение порядка следования чисел;

- трудности установления отношения числа к его соседям;

- недостаточное овладение математическим словарём;

- неправильное называние чисел;

- неточное представление о графической структуре цифр;

-элементарный способ выполнения арифметических действий («ручной» способ);

- незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления;

- преимущественно конкретный характер мыслительных операций. 

Процесс коррекции принципиально зависит от того, какие механизмы вызывают дискалькулию, какова степень нарушения. Так, например, зеркальное написание цифр в одном случаи может быть обусловлено недостаточностью процессов зрительного анализа, в другом -недостаточностью анализа пространственных отношений, в третьем -отсутствием прочной связи между зрительным и двигательным образами цифр.

   Поэтому очень важным является подробное обследование ребенка учителем-дефектологом и педагогом-психологом.

Чаще всего комплекс нарушений в овладении счетными операциями у детей обусловлен недоразвитием многих психических функций, в связи с чем коррекция дискалькулии осуществляется по следующим направлениям:                            

1. Коррекция нарушений сенсомоторных функций (зрительный, слуховой гнозис, кинестетический гнозопраксис, пространственно-временные представления, ориентировка в собственном теле, зрительная и слуховая память, ручная моторика)

2. Формирование сукцессивных и симультанных процессов

Сукцессивный и симультанный анализ осуществляется на всех этапах коррекционной работы.Так,к примеру, в процессе работы по серии сюжетных картинок можно включить задания «Найди место выпавшей картинке», «Найди место для числа» , «Покажи числа в определённой последовательности среди геометрических фигур».Данные задания будут способствовать развитию сукцессивного анализа. Симультанный анализ имеет место в следующих упражнениях:

На невербальном уровне

-складывание разрезанных на части фотографий, предметных и сюжетных картинок

-дополнение цветных матриц Равена

-конструирование кубиками Кооса

-составление сюжетных картинок из кубиков

-выкладывание узоров из мозаики

-деление квадрата и круга на равные части

В речевом плане

-выявление сходства и различия сюжетных картинок

- определение сходства и различия картинок, отличающихся временными признаками

-анализ картинок с нелепым сюжетом

3. Развитие логических операций (сериации, классификации, сравнения, умозаключений)

4. Формирование речевых предпосылок овладения математическими умениями, знаниями и навыками

-формирование положительной мотивации речевого общения

-расширение словарного запаса (глаголов: объединить, прибавить, отнять, измерить, разделить…,существительных: размер, форма, длина, целое, часть…,компонентов математических действий: сумма, слагаемое ,вычитаемое…)

-развитие антонимии (длинный-короткий…)

-развитие синонимии

-дифференциация речевых обозначений временных, пространственных отношений (там, здесь, сначала, потом, одинаково, вчера…)

-коррекция нарушений понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкции сложноподчинённых предложений

-развитие связной речи

5. Формирование количественных представлений

6. Интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий

Целью обучения математике является не только формирование навыков выполнения счётных операций, но и развитие способности самостоятельного рассуждения. Этому особенно способствует приобретение умения решать математические задачи. Особенно большое внимание решению задач следует уделять в работе с детьми с дискалькулией, у которых имеется ОНР.

Самым трудным для детей является понимание условия задачи.

Для понимания содержания условия задачи можно использовать следующие упражнения:

-нахождение вопроса задачи

-нахождение данных задачи

-запоминание условия при помощи схем, на основе практических действий

В процессе коррекции важно сформировать у детей автоматизмы. Автоматизация действий осуществляется в такой последовательности:

- автоматизация простейших счётных операций

- автоматизация процесса правильного понимания условия задачи

- автоматизация алгоритма решения задачи данного типа

7. Закрепление сформированных предпосылок в процессе усвоения математических умений и навыков, выполнения математических заданий.

Данная методика может быть использована как для коррекции дискалькулии у младших школьников, так и для её профилактики.

Специфика дискалькулии очень индивидуальна и сложна в коррекции. Поэтому очень важен комплексный подход к коррекции нарушения.Только совместные усилия специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителей) помогут ребёнку справится с данной проблемой.

 

 Использованы материалы книги Р.И. Лалаевой «Нарушения в овладении математикой у младших школьников…»

 

свернуть

Игры для гиперактивных детей

развернуть

Уважаемые учителя, подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать их особенности: импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игра «Стоп, кулак!»

Цель: учить трансформировать агрессию в физическую активность.

Описание: ребёнок проговаривает текст (можно с учителем), сопровождая его движениями (можно дополнительно отстукивать ритм ногой). Можно предлагать игру, когда назревает конфликтная ситуация.

Стоп, кулак!

Кулак, уймись!

Ты в ладошку

Развернись!

Стоп, ладонь!

Ладонь, замри!

На другую

Посмотри!

А теперь похлопаем,

А теперь потопаем!

Сели-встали, сели-встали

И опять играть мы 

стали.

+

Игра «Актёр»

Цель: учить детей выражать свои эмоции с помощью мимики.

Описание: под прочтение текста, мимически изображать разных сказочных героев

Я, царя изображаю

Ведьму, бабушку Ягу,

И Алёнушку - девицу

Я изобразить могу.

Вот счастливый и весёлый,

Вот суровый, строгий взгляд.

Поиграть с собой в актёра

Я сегодня очень рад.

+

Игра «Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

     *****

Ручка правая моя

Ручка левая моя

Вы – мои помощники

Вы-мои друзья .

Вы меня кормили,

Вы меня поили.

Буквы нашей Азбуки

Вместе мы учили. 

Рисовали с вами мы

Разные картинки.

Помогали мне всегда

Шнуровать ботинки.

Я «спасибо» вам шепчу.

Вас хорошему учу!

+

Игра: «Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку на начало каждого такта повторяют движения для рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Игра: «Восковая скульптура»

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в которой его оставил «скульптор»

Игра: «Живая картина»

 Создав сюжетную сценку, её участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.

 

Использованы материалы курсов повышения квалификации учителей-дефектологов.

 

свернуть
поделиться в: