Материалы для законных представителей обучающихся

 

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется на основании документов:

  • заключения государственного учреждения образования «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
  • заявления законного представителя учащегося.

Буклет

Родителям об инклюзивном образовании

Сущность интегрированного обучения и воспитания

развернуть

 В 2004 г.был принят Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», и именно с момента вступления этого закона в силу всем членам общества, в том числе и детям с физическими и психическими нарушениями, обеспечен доступ к современным достижениям в сфере образования. Согласно этому закону, на сегодняшний день любой ребёнок может и должен быть включен в образовательный процесс.

 По значимости право на образование идёт вслед за правом на жизнь. А для детей с особенностями в развитии образование как основа для осмысленной и достойной жизни является ещё более необходимым. Хочется отметить, что в нашем обществе формируется новое отношение к детям с особенностями психофизического развития. Признаётся их обучаемость, а также равноправие всех детей в получении образования. Признаётся самоценность обучающегося независимо от выраженности психофизического нарушения. Родителям предоставляется возможность выбора типа образовательного учреждения и формы получения специального образования. К наиболее  значимым достижениям в нашей стране следует отнести преодоление изолированности, обособленности специального образования, отчуждённости детей с особенностями развития.

 До недавнего времени у детей с особенностями психофизического развития был только один путь получения образования - обучение в специальной школе или домашнее обучение. В настоящее время создаются реальные возможности для посещения детьми с нарушениями в развитии общеобразовательной школы, детского сада и интеграции их в классы, группы.

 Интегрированное обучение совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагога-специалиста. Являясь вариантом специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

 Совместное обучение гарантирует право детей  не быть изолированными от общества, сверстников. На сегодняшний день интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением развития образовательной политики.

  Интегрированное обучение и воспитание  дает многое, как детям с нарушениями развития, так и здоровым детям.  Интеграция способствует формированию у  детей терпимости к психическим и физическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи, ответственности и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

 Одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников педагогического процесса интеграции (как детей, так и педагогов) друг к другу.

Взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодействие – три составляющих успеха интеграции.   Образовательная интеграция в нашей школе  положительно воспринимается детьми, их родителями, педагогами. 

свернуть

Развитие познавательной деятельности у младших школьников с особенностями психофизического развития

развернуть

Младший школьный  возраст – очень важный период жизни каждого человека. Именно в начальных классах  закладываются основы успешности освоения необходимых знаний.

Именно в этот период взрослым необходимо создать все условия для развития обучающихся, а развитие познавательной активности – это важное направление в работе с детьми с особенностями психофизического развития.

Младшие школьники с ОПФР стремятся к активной деятельности и  их интересует все яркое, интересное, двигающееся.  Используя знание психологических особенностей школьников, мы в образовательном процессе применяем определенные методы и способы развития познавательной активности, методы и приемы обучения и воспитания. На познавательную активность учащегося влияет полнота и разнообразие деятельности: чем интереснее деятельность, тем выше уровень познавательной активности.

В своей педагогической деятельности  часто сталкиваемся с пассивными детьми, которые мало интересуются окружающим миром. Низкий уровень познавательной активности свидетельствует о недостаточном накоплении знаний, умений и навыков у школьников, недостаточном развитии или отклонении в развитии, поэтому так важно развивать познавательную активность обучающихся.

Наблюдение за явлениями природы, изменчивостью позволяет осознать объективные закономерности, причинные зависимости, овладеть элементами логических операций.  Это обогащает чувственный опыт, учит наблюдательности, развивает внимание, память, готовит к восприятию словесной информации.

При ознакомлении с явлениями общественной жизни большое внимание уделяется формированию понятия семьи. У младших школьников  необходимо формировать понятие о родственных связях, учить заботиться о близких, проявлять уважение к окружающим, жить в социуме. Сформированные понятия социальной жизни позволяют детям с ОПФР  успешно адаптироваться в новом коллективе, общаться с другими людьми.

Использование различных видов деятельности содействует более качественному ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной активности, позволяет в непринужденной форме познавать окружающий мир, является основой развития наглядно-действенного мышления.

На развитие познавательной активности влияет использование приема классификации и группировки по определенному признаку, если мы используем доступные школьникам  упражнения и понятную задачу. Например,  нужно выбрать предметы, которые способствуют сохранению здоровья  или помогают интересно провести время.

Моделирование и конструирование позволяют развивать не только познавательную активность, но и мышление, творчество, воображение, фантазию.

В моделировании и конструировании возможно использование природного материала, бумаги, игрушек, пластилина.

Важно в процессе конструирования, моделирования, сравнения, классификации учить детей продуктивному, уважительному общению друг с другом, учить задавать вопросы. Общение друг с другом, наличие обратной связи при взаимодействии педагога и детей позволяет погружаться в продуктивную деятельность, активный мыслительный процесс, так у обучающихся  появляется заинтересованность к занятиям.

Умение задавать вопросы делает процесс познания более интересным, дети чувствуют связь друг с другом и взрослыми. Вопросы следует задавать проблемного характера, на которые необходимо ответить после рассуждений или раздумий. Вопросы репродуктивного характера способны лишь проверить усвоение материала, но заинтересовать процессом или деятельностью они не могут. К вопросам проблемного характера относятся вопросы такого плана:- Почему на картине мальчик не играет со всеми?

Речь учителя-дефектолога  является образцом для детей, они учатся по образцу задавать ответные вопросы. Педагог должен отмечать удачные вопросы, интересные формулировки, тем самым стимулируя детскую любознательность. Взрослым важно с вниманием относиться к вопросам детей, чтобы далее развивать их познавательную активность.

Для развития познавательной активности целесообразно использовать вместо обычного повторения и закрепления изученного материала применение полученных знаний в практической деятельности, в сходных ситуациях. Так происходят повторения на опосредованном уровне.

Постановка опытов и экспериментирование также позитивно влияют на развитие познавательной активности  детей с ОПФР. Благодаря этим методам школьник пробует самостоятельно искать решение вопроса, при этом развивает творчество и воображение.

Изобразительная деятельность также может содействовать развитию познавательной активности обучающихся с ОПФР.

Определены педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательных интересов  младших школьников:

- создание предметно-пространственной среды, подготовка интересного, занимательного содержания, содействующего развитию познавательных интересов;

- организация поисковой деятельности обучающихся, создание проблемных ситуаций;

- организация творческой деятельности  с учетом индивидуальных интересов;

- переключение детей с одного вида деятельности на другой;

- создание психологически комфортной среды;

- стимулирование эмоционально положительного отношения к познавательной деятельности;

Развитие познавательной деятельности должно проводиться с применением различных форм и методов работы: в ходе тематических занятий, экскурсий, прогулок, игр, выставок, встреч.  В целях активизации познавательной деятельности на занятиях используются разнообразные средства и методы: беседы, музыка, произведения изобразительного искусства, художественное слово, экскурсии, моделирование, экспериментирование, поисковая деятельность и др.

свернуть

Правила для родителей, которые воспитывают детей с особыми потребностями

развернуть
  1. Преодолевайте страх и отчаяние.
  2. Не теряйте время на поиски виновного- его просто не бывает!
  3. Определите, какая помощь нужна вашему ребенку и начинайте работать со специалистами.
  4. Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  5. Изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  6. Научитесь справляться со своими чувствами. Будьте реалистами, но не пессимистами.
  7. Постоянно держите на контроле вопрос успеваемости и посещаемости занятий вашего ребенка.
  8. Интересуйтесь проведением свободного времени.
  9. Беседу с ребенком начинайте только с дружеского тона.
  10. Научитесь смотреть на вещи глазами своего ребенка.
  11. Воспитывайте на личных положительных примерах.
  12. Научитесь радоваться маленьким успехам вашего ребенка.

свернуть

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

развернуть
  • Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система- это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приёмом пищи прошёл хотя бы час, ещё лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

 

Использованы материалы книги Е.А.Пожиленко "Методические рекомендации по постановке у детей звуков С,Ш,Р,Л"

свернуть

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

развернуть
  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений за раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого , а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться ручным зеркалом(примерно 9х12), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

 

Использованы материалы книги В.В.Коноваленко "Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения"

свернуть

Упражнения для расширения репертуара речевого аппарата

развернуть

Уважаемые родители,работа над расширением репертуара речевого аппарата всегда начинается с массажных упражнений.

* открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с закрытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед (влево-вправо) «трубочкой»; чередование положений губ: в улыбке — «трубочкой» — спокойное; разнообразные движения (вперед-назад, вправо-влево, круговые) нижней челюстью и сложенными в «трубочку» губами;

* язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; движения языком — «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех этих положений и движений;

* движения языка по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья и цоканья и др.

Следующий блок упражнений (каждое выполняется 3 — 6 раз), помогает бороться с вялостью речевого аппарата («кашей во рту»)

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Тренировка нижней челюсти

* Исходное положение (далее И.п.) голову держать прямо. Подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Всё внимание сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируется открытое положение рта; «три» — рот закрыт.

*И.п. то же. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два» челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет «три» челюсть опущена на место; на счет «четыре» челюсть двигается влево; на счет «пять» челюсть опущена; на счет «шесть» челюсть выдвигается вперед; на счет «семь» челюсть возвращается в и. п. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Тренировка губных мышц

* И. п. — зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимают форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует).

*На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; «три» — снова вперед; «четыре» — «пятачок» двигается влево. Круговые движения «пятачком» вправо и влево.

* И. п. — зубы сомкнуты. На счет «один» нижняя губа опускается и обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; «два» — губа возвращается в и. п. На счет «три» верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на «четыре» — губа опускается.

* Губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широко раскрывается.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, его передняя часть, спинка, корень.

* И. п. — рот открыт, язык лежит плоско, его кончик — у нижних передних резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на «два» — язык опускается (кончик языка у нижних резцов). На счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам; «четыре» — в и.п.; «пять» — кончик языка за альвеолами; «шесть» — в и. п.

* На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3 — 4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

*И.п. — рот открыт. Положить язык плоско, чтобы была видна задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Упражнение тренирует и нёбную занавеску, которая поднимается кверху при глубоком вдохе через рот. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в и. п.

*Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня.

*Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне зубов (!). При толчке от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок.

*Кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам, между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстояние (несколько миллиметров). Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасается к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке в щель.

*Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».

 Тренировка нёбной занавески и корня языка.

*Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик — у нижних передних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, как можно ниже опускать нижнюю челюсть при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц нёбной занавески и корня языка. Некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксировать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в зеркальце: маленький язычок и нёбная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен, и хорошо видна задняя стенка глотки.

Следует тренировать нёбную занавеску и корень языка как при сомкнутых, так и при открытых губах.

 

Использованы материалы книги Л.В.Лопатиной "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"

свернуть