Советы психолога

Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми

развернуть
  • Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми
  • Одарённые дети склонны к объяснению, обоснованию, доказательству своих действий при усвоении учебного материала. Им импонируют схемы, опоры, которые задают темп уроку, где учащиеся сами составляют правила, выполняя много практики.
  • Можно использовать одарённых детей на наиболее сложных этапах урока. Использовать в меру, с учётом их желания, иногда для помощи отстающим.
  • Развитие одарённости эффективнее проявляется в условиях адаптивной системы обучения. Существенную роль здесь играет применение многоуровневых заданий с адаптацией.
  • К новым идеям, по мере их значимости и необходимости, целесообразно привлекать внимание других детей. Оригинальные замыслы всегда требуют подкрепления.
  • Прекрасным способом развития творческого потенциала является участие ребёнка в различных кружках по интересным ему предметам. Благоприятная атмосфера, поощрение активного продуцирования новых идей благоприятно сказываются на результате.
  • Нужно поощрять детей в попытке браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию к учению и настойчивости.
  • Навыки самонаблюдения и самоанализа можно развивать в анализе тех ситуаций, которые связаны с отклонениями от общих норм, правил, распорядка, например, попросить ученика припомнить и проанализировать те чувства, которые он испытывал, когда совершал неблаговидный поступок.
  • Имейте в виду, одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими нетерпение или презрение, быть высокомерными, эгоистичными.
  • Чтобы творческая энергия одарённых детей не затухала в процессе учения, чаще давайте им индивидуальные творческие задания, в которых может раскрыться их потенциал.
  • Открытые и честные взаимоотношения - лучший путь для согласия и сотрудничества.
  • Жёсткие реакции, ощущение внешнего давления - всё это не даёт полностью раскрыть в творческом процессе эмоциональные возможности и силу воображения.
  • Ранимость и повышенная психочувствительность одарённых детей требует справедливости, сдержанности, разумности, требовательности в меру, дальновидности.
  • Полезно проводить с учащимися дискуссии, где они должны стараться быть доброжелательными, уравновешенными, тактичными, уважать и слушать своих оппонентов.
свернуть

Особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему

развернуть

Специфические признаки сексуального насилия

  • Откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития
  • Сексуально окрашенные рисунки и разговоры
  • Способность в деталях описать различные действия сексуального характера.
  • Чрезмерная мастурбация, открытая мастурбация
  • Вовлечение других детей в действия сексуального характера
  • Сексуальное насилие со стороны несовершеннолетнего по отношению к другим детям
  • Избегание мужчин или женщин
  • Стигматизация, изоляция от сверстников
  • Раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров
  • Проституция


Поведенческие признаки наличия сексуального насилия над детьми:
3-4 года

  • Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.
  • Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату
  • Поведение ребенка становится сексуальным
  • Периодические ночные кошмары
  • Энкопрез и энурез
  • Нарушения сна
  • чрезмерное беспокойство
  • Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад
  • Регрессивное поведение

4-6 лет

  • Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий
  • Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату
  • Агрессивное сексуальное поведение с детьми
  • Псевдовзрослое поведение
  • Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении
  • Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится)
  • Нарушения сна
  • чрезмерное беспокойство;
  • Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
  • Устраивает поджоги
  • Регрессивное поведение
  • Соматические жалобы (головные боли или боли в животе)
  • отказ от прогулок

6-8 лет

  • Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками
  • Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
  • чрезмерное беспокойство
  • замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
  • Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно
  • Внезапное ухудшение успеваемости
  • Не может найти друзей
  • Никому не верит
  • Не может сконцентрировать внимание
  • отказ от прогулок

8-10 лет

  • Сексуальные игры навязчивого характера
  • Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
  • Нерегулярное посещение школы
  • чувство, что все старания недостаточны
  • чрезмерное беспокойство
  • сверхбдительность в отношении опасности или получения
  • травмы
  • замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
  • отказ от прогулок

10-12 лет

  • Социальный уход
  • Агрессия по отношению к сверстникам
  • Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход
  • Внезапное ухудшение успеваемости
  • Никому не верит; чувство одиночества и изоляции;
  • Не может сконцентрировать внимание
  • Часто прогуливает школу.
  • Приходит в школу рано - уходит очень поздно.
  • Начальные признаки клинической депрессии.
  • чрезмерное беспокойство
  • сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы
  • замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
  • перепады настроения или вызывающее поведение
  • отказ от прогулок

12-18 лет

  • Симптомы клинической депрессии, нарушения сна, суицидальные наклонности, изоляция от окружающих
  • Побеги из дома
  • Промискуитет
  • Асоциальное поведение: драки, нанесение побоев другим детям или животным
  • чрезмерное беспокойство
  • Не участвует в школьных мероприятиях
  • Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)
  • Совершение преступлений
  • диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»)
  • сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы
  • перепады настроения или вызывающее поведение
  • замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
  • чувство одиночества и изоляции
  • попытки суицида или опасное поведение
свернуть

Формирование толерантного отношения к детям с ОПФР в группе сверстников

развернуть

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».

Следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса. Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Сниженная способность учащихся с недостатками в физическом и психическом развитии к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.

В условиях интеграции необходимо формировать у нормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

 Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематичес­ким руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.

Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потреб­ность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.

В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.

Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следую­щие формы, методы и приемы:

  1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.
  2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
  3. Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи; ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
  4. Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не­достаточностью. Например, амери­канский актер Крис Берк с синдромом Дауна за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпуска­ет музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
  5. Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
  6. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.
  7. Важное место  отводится организации культурно-развлекательных и познавательных мероприятий для детей и их родителей (школьных праздников, утренников, выставок детского творчества, фотоэкспозиций, культпоходов, экскурсий и др.)

Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:

  1. Просветительский блок:

а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;

  1. Так называемыйпсихологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к  людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.

Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.

Таким образом, каждый ребенок, каким бы он ни был, - прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Включённость учащихся с особенностями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников повышает адаптационные возможности детей.

свернуть