Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 1 г. Сморгони
Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 1 г. Сморгони
► План проведения и ход семинара «Проектирование урока с использованием метода активной оценки» -
► План проведения методического практикума «Целеполагание на уроках» -
► Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак на конце наречий" -
► Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксическая роль инфинитива" -
► Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" -
► Канспект урока па беларускай мове ў 6 класе па тэме «Назоўнікі агульнага роду» -
► Канспект урока па беларускай мове ў 8 класе па тэме «Сказы са звароткамі»
свернутьНа протяжении осуществления инновационного проекта «Внедрение модели активной оценки как средства когнитивного развития учащихся» проводилось психолого-педагогическое сопровождение учащихся-участников этого проекта, целью которого являлось:
Для этого применялись следующие диагностические методики:
Программа инновационной деятельности
Проект рассчитан на 2 года: сентябрь 2013 – август 2015 гг.
-
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный и прогностический (март – август 2013г.)
Проблемно - ориентированный анализ и определение проблемного поля. Обсуждение идеи инновационного проекта на педагогическом совете. Изучение нормативно- правовых документов по инновационной деятельности. Составление аннотированного списка научно- методической литературы по теме проекта. Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности. Мотивация учителей на инновационную деятельность, создание группы участников проекта. Создание модели активной оценки образовательных результатов учащихся.
Разработка и оформление инновационного проекта. Подготовка программы реализации проекта.
-
II этап - проектировочный (август- октябрь 2013г.)
Определение содержания и форм мониторинга и внутришкольного контроля, форм отчётности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции, возможных рисков и путей их преодоления. Уточнение плана реализации проекта. Издание приказа по школе об инновационной деятельности, определяющего участников инновационной деятельности и их функциональные обязанности. Разработка перечня индивидуальных творческих заданий для педагогов, принимающих участие в инновации. Определение основных направлений исследований участников проекта.
-
III этап - диагностический (сентябрь 2013г- май 2015г.)
Диагностика готовности и мотивации учителей к инновационной деятельности, уровней профессионализма и компетентности учителей; уровней обученности, воспитанности и личностного развития учащихся; состояния здоровья учащихся и готовности учителей к созданию здоровьесберегающей среды обучения; готовности методической и психологической служб школы к организации и сопровождению инновационной деятельности; степени включенности родителей в процесс организации работы по реализации проекта. Анализ и оценка полученной информации.
-
IV этап - практический (сентябрь 2013г.-март 2015г.)
Проведение родительских и ученических собраний с обсуждением вопросов внедрения модели активной оценки в школе. Ведение педагогических дневников учителями- инноваторами о ходе реализации инновационного проекта. Самообразовательная деятельность участников проекта. Организация разработки учителями планов уроков, включающих активную оценку. Целевое повышение квалификации педагогов на базе ГУО «Академия последипломного образования». Организация обмена опытом. Коррекция и регулирование процессов. Стимулирование участников инновационной деятельности. Проведение психолого-педагогических консилиумов, систематической учёбы участников инновационной деятельности (семинары, практикумы, рекомендации). Организация обучения учащихся 2-10-х классов в соответствии с моделью активной оценки образовательных результатов учащихся. Информирование родителей о ходе и результатах реализации проекта. Укрепление научно-методической и материально-технической базы школы. Анализ и составление промежуточных отчётов.
-
V этап - обобщающий (апрель- май 2015г.)
Анализ полученных результатов инновационной деятельности. Анализ сформировавшегося опыта. Сравнение результатов владения учащимися оценочной деятельностью на начало и окончание инновационного проекта. Подготовка аналитического доклада и комплекса материалов по итогам инновационной деятельности. Составление отчётов всеми участниками инновационной деятельности и общего отчёта по школе. Методическое оформление результатов, описание опыта. Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в своем коллективе. Разработка практических рекомендаций для учителей по использованию модели контрольно-оценочной деятельности.
-
VI этап - внедренческий (май 2015г.)
Перенос опыта в практику работы других учителей школы, других учреждений. Использование опыта и эффективных механизмов при внедрении спектра современных образовательных технологий. Разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой практике.
свернутьС 2013 по 2016 учебный год на базе государственного учреждения образования осуществлялась реализация инновационного проекта «Внедрение модели активной оценки как средства когнитивного развития учащихся». Инновационный опыт, полученный в ходе реализации проекта, транслировался через публикации в средствах массовой информации, на районной научно-практической конференции педагогических работников «Реализация принципов дифференциации в условиях перехода к профильному обучению», на уровне областного семинара «Деятельность учебно-методического кабинета по формированию инновационного пространства района» и областного фестиваля «Инновационная школа: информационный и аналитический портрет».
Модель "Активная оценка образовательных результатов учащихся как средство когнитивного развития"
Описание структуры и содержания
внедряемой инновационной модели
Структурирование модели активной оценки образовательного процесса и результатов учащихся как фактора когнитивного развития осуществлялось в логике комплекса экспериментальных исследований. В структуре внедряемой нами инновационной модели (Приложение) выделены три основных компонента:
1) активная оценка образовательного процесса и результатов учащихся;
2) когнитивное развитие учащихся;
3) «Я – концепция».
Основу компонента активной оценки составляют исследования Н.И.Запрудского по контрольно-оценочной деятельности в различных моделях обучения, где акцентируется внимание на активной оценке, которая существенно усиливает личностно ориентированный подход в оценочной деятельности субъектов образовательного процесса, а также апробированная технология позитивной оценки достижений учащегося общеобразовательной школы – «формирующая оценка» результатов образования – лаборатория модернизации образовательных ресурсов (Самара) совместно с экспертами отдела образования графства Нортумберленд и школы г. Кремлингтон (графство Нортумберленд), а также отделом политики и стандартов Кэмбриджского экзаменационного синдиката при поддержке Британского Совета/ Отдела культуры посольства Великобритании в Москве.
Когнитивный аспект базируется на экспериментальных исследованиях М.Е.Бершадского в области когнитивного развития учащихся, моделей Гилфорда «Структура интеллекта», в которой содержится описание разных типов когнитивных способностей и Блума «Таксономия целей обучения», использование которой облегчит планирование учебного процесса, будет способствовать выработке методики и процедур оценки.
Третий компонент модели - «Я – концепция» - основывается на теоретической модели и результатах экспериментальных исследований А.В.Захаровой в монографии «Психология формирования самооценки», диссертационных материалах «Когнитивная самооценка и объективные показатели интеллектуальной деятельности» Позиной М.Б. Комплексное использование указанных источников позволило наполнить содержанием каждый компонент внедряемой нами инновационной модели.
Первый компонент модели раскрывает активную оценку образовательного процесса и результатов учащихся как отражение идеи единства деятельности учителя и ресурса для планирования процесса и результатов. Деятельность учителя по организации активной оценки представлена в виде следующих последовательных действий:
1) определение планируемых результатов и процесса обучения;
2) организация деятельности учащихся по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов;
3) сопровождение достижения учащимися запланированных результатов обучения с помощью целеполагания, критериальности, механизмов обратной связи, самооценки и взаимооценки.
Ресурсы для планирования образовательного процесса и результатов включают:
1) требования к деятельности учащегося и уровням достижения образовательных результатов в зависимости от объективной сложности умственных операций;
2) инструмент организации обратной связи.
В содержательно - функциональном аспекте когнитивного компонента модели отражается мониторинг составляющих когнитивной сферы и уровень достижения образовательных результатов.
Мониторинг составляющих когнитивной сферы непосредственно связан с образовательным процессом и деятельностью учителя. Для обеспечения когнитивного развития учащихся в ходе учебного процесса необходимо, чтобы содержание обучения, применяемые учителем методы, формы, средства и приёмы обучения соответствовали актуальному уровню когнитивного развития каждого ученика. Для изучения актуального уровня развития необходимы данные мониторинга, который включает диагностику четырех составляющих когнитивной сферы:
1) базовые когнитивные характеристики интеллекта (уровень развития и структура вербального, математического, пространственного интеллекта; уровень развития кратковременной памяти; стратегии формирования абстрактных понятий; уровень интеллектуальной лабильности, вербальной и невербальной креативности);
2) общеучебные (метапредметные) умения (восприятие и переработка информации, заданной в письменной и устной формах; поисковые умения; перекодирование информации; экспериментальные умения);
3) межпредметные знания и умения (владение декларативными и процедурными знаниями на уровне воспроизведения; владение процедурными знаниями на уровне применения);
4) предметные знания и умения (владение декларативными и процедурными знаниями на уровне воспроизведения; владение процедурными знаниями на уровне применения).
На основе данных, полученных в ходе проведения мониторинга, определяются уровни когнитивной и общеучебной готовности школьника к усвоению новой информации. Мониторинг когнитивного развития представляет собой отслеживание процесса когнитивного развития учащихся. Когнитивность будет рассматриваться нами как процессуальность действия и наличие внутренних механизмов, обеспечивающих осуществление оценочной деятельности с точки зрения постановки цели, готовности к выбору ее реализации.
Уровень достижения образовательных результатов включает воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценку в образовательном процессе. В основу предлагаемого расположения результатов положен принцип иерархической зависимости, когда каждый последующий уровень результата сложнее предыдущего и обязательно включает его. Данная таксономия целей обучения охватывает только когнитивную сферу.
Целостность модели завершается компонентом «Я – концепция», «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Составной и неотъемлемой частью «Я – концепция» являются самооценки учащихся, оценочное воздействие учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Самооценка принадлежит к числу личностных образований, опосредствующих психическое развитие ребенка путем включения в динамические связи и отношения с другими феноменами психики. А.В.Захарова отмечает, что ядро самооценки составляют принятые субъектом ценности, которые определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования.
Компонент «Я – концепция» состоит из трех аспектов: когнитивного, оценочного и поведенческого, функционирующих в неразрывном единстве. Первый аспект отражает знания человека о себе во всех областях и сферах жизни, наличие дифференцированных, глубоких по содержанию, реалистичных самопрезентаций. Когнитивная самооценка как компонент самооценочного мышления является своеобразной движущей силой интеллектуальной деятельности учащихся, а поскольку по своей сущности она должна быть сопряжена с измеряемыми объективными показателями, то ее качество определяется мерой адекватности этим показателям. Именно в этой ее сущности мы видим отличительный признак от традиционной самооценки.
Оценочный аспект представляет совокупность оценочных характеристик, отношений к имеющейся о себе информации на основе соотнесения с общей структурой собственных ценностей.
Поведенческие установки - действия, вызываемые образом «Я» и самооценкой, которые реализуются в продуктивной деятельности и общении с окружающими. Качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.
-
Критерии и показатели эффективности
инновационной деятельности
Критерии
Показатели
Когнитивное развитие учащихся
Профессиональный уровень педагогов
Обученность учащихся
Удовлетворённость результатами участников инновационной деятельности
Состояние здоровья учащихся
Личностное развитие учащихся
Качество управления инновационными процессами