Безопасность в сфере высоких технологий

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 7 мая 2021 г. № 99-3 "О защите персональных данных"

Информация профилактического характера (Смотреть)

Если Вы стали жертвой киберпреступников, обращайтесь в главное управление по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Беларуси

«В Интернете можно найти всё,

чего ты не ищешь»

Для детей Интернет — это и виртуальный учебный класс, и игровая площадка — он прекрасно подходит как для обучения, так и для развлечения. Дети растут, и часто Интернет становится местом, где они заводят новые знакомства, обмениваясь электронной почтой и мгновенными сообщениями с друзьями, читая блоги и оставляя в них собственные записи, создавая персональные веб-страницы, обмениваясь музыкой и видео и играя в игры.

Многие из этих развлечений могут помочь детям развить общительность, научиться самовыражению и обрести уверенность в себе. К несчастью, эти же развлечения могут стать источником серьезных неприятностей для них, включая угрозы личной безопасности и частной жизни, наряду с воровством и нарушением безопасности компьютера.

И хотя Интернет — бесспорно превосходный источник знаний, в нем можно найти вещи, не подходящие для ребенка, подобно тому, как в любом городе есть места, небезопасные или недопустимые для детей. Кроме того, определенные действия в Интернете подходят взрослым, но не детям, или подходят одним детям, но не подходят другим.

Поэтому необходимо быть в курсе опасностей для детей в Интернете и знать, что предпринять для снижения или устранения этих опасностей, чтобы принимать взвешенные решения об использовании Интернета и обеспечивать защиту Вашей семьи.

Основные угрозы безопасности детей в Интернете

Опасности интернета делятся на 5 основных категорий.

Киберхулиганы

В Интернете, как и на любой игровой площадке, одни люди приятны, другие — нет. И дети, и взрослые с помощью Интернета могут изводить или запугивать других людей, начиная с присвоения прозвищ и заканчивая физическими угрозами. Например, дети иногда отправляют угрожающие комментарии или неприличные изображения через службы мгновенных сообщений или блоги, незаметно для родителей и общества.

Злоупотребление обменом файлами

Обмен музыкой, видео и другими файлами рискован. Ваши дети случайно могут загрузить неуместные материалы, компьютерные вирусы или программы-шпионы. Некоторые программы для обмена файлами дают доступ к компьютеру в любое время, пока он в сети.

Доступ к неприличному контенту

Дети зачастую не в силах противостоять любопытству. Пользуясь Интернетом, они могут столкнуться с информацией или изображениями, доступ к которым Вы бы хотели ограничить. Это может случиться при нажатии на рекламные или непонятные ссылки на поисковой странице либо при обмене файлами через Интернет.

Киберхищники

Киберхищники используют Интернет для сближения с детьми. Их цель — изолировать детей и убедить их встретиться лично. О людях в сети известно только то, что они сами сообщают о себе. Киберхищники пользуются этой анонимностью для обмана детей, притворяясь другим ребенком или кем-то еще, кто заслуживает доверия.

Эти люди могут также использовать подростковые стремления к приключениям и романтике, чтобы завязать с ними недопустимые дружеские отношения.

Вторжение в частную жизнь

Некоторые организации используют регистрацию или формы опроса для сбора личных сведений. При заполнении различных форм в Интернете без присмотра дети могут предоставить конфиденциальные сведения о себе или Вашей семье. Дети также могут случайно предоставить личные сведения или фотографии в блогах, на персональных веб-страницах или при игре через Интернет

Правовые, психологические и технические аспекты по обеспечению безопасности детей в Интернете

Для защиты Ваших детей при использовании Интернета необходимо знать об опасностях, часто открыто говорить с детьми, приучая их правильно себя вести в Интернете и использовать технологии, которые помогут снизить интернет-риски для Вашей семьи. Четыре следующих шага помогут защитить Вашу семью в Интернете:

- Обсудите с детьми опасности Интернета. Открыто поговорите с детьми об опасностях Интернета, в том числе о недопустимом контенте, вторжении в частную жизнь и нежелательных связях с другими детьми или взрослыми. Объясните им, как их собственное поведение может снизить угрозу и обеспечить безопасность в Интернете. Эти знания очень помогут детям.

- Держите устройства с подключением к Интернету в центре внимания. Расположите все компьютеры и устройства, подключенные к Интернету, так, чтобы дети находились в центре внимания, например, в гостиной или в общей комнате. Это также касается всех игровых устройств. Когда Ваши дети в Интернете, Вы должны свободно видеть и слышать, чем они занимаются.

- Узнайте, для чего Ваши дети используют Интернет. Важно знать, для чего Ваши дети используют Интернет, чем они там занимаются, а также быть в курсе того, что они при этом испытывают. Узнайте, в какие игры играют Ваши дети, и поиграйте с ними, чтобы действительно понять их. Время от времени проверяйте их блоги и зайдите в чаты, которые они посещают. Изучите их профили в сообществах, чтобы узнать, как они себя представляют в Интернете, и убедитесь, что они не делятся лишними личными сведениями.

- Позвольте вашим детям учить Вас. Попросите детей показать, чем они занимаются и с кем общаются в Интернете. Убедить детей рассказать Вам об их мире — отличный способ общения с ними.

- Научите их доверять своим инстинктам и сообщать о любых неприятностях. Дети зачастую инстинктивно чувствуют, когда что-то не так. Приучите детей доверять своим инстинктам и немедленно сообщать Вам, если они обнаружат в Интернете что-то, что вызывает в них чувство дискомфорта, угрожает или пугает их. Дайте им понять, что их не лишат компьютера и не накажут, если они расскажут о своих увлечениях.

- Научите детей советоваться с Вами, прежде чем предоставить личные сведения в Интернете, пока Вы не разрешите им это. Личные сведения включают настоящие имена Ваших детей, их возраст, пол, номер телефона, адрес, школу, спортивную команду, любимые места развлечений, чувства и эмоции, а также фотографии. Хищники ориентируются на эмоциональную уязвимость, например, печаль, одиночество или гнев. Они знают, как использовать казалось бы, несвязанную информацию для определения местонахождения людей.

- Следите за детьми в Интернете. Убедитесь, что знаете, с кем Ваши дети делятся сведениями через мгновенные сообщения, блоги и другие сообщества. Друзья ли эти люди, друзья друзей или неограниченный круг лиц?

- Научите детей сообщать Вам о подозрительных действиях. Убедите детей немедленно сообщать Вам, если кто-либо начал задавать им вопросы личного характера или попытался договориться о личной встрече. Убедитесь, что дети не будут отвечать на сообщения электронной почты с запросами личных сведений, например номеров кредитных карт и банковских счетов.

- Помогите детям выбрать подходящие псевдонимы и адреса электронной почты. Помогите детям выбрать псевдонимы и адреса электронной почты, не содержащие никаких личных сведений и не намекающие на разного рода непристойности — «музыкальный_фанат» или «спортсмен» вместо «женя13».

- Уважайте собственность других людей. То, что в Интернете легко найти и просмотреть любое содержимое, не означает, что это содержимое можно бесплатно копировать или разместить. Напомните детям, что несанкционированное копирование музыки, игр и других охраняемых авторскими правами объектов загрузки и обмен ими — это пиратство. Плагиат и проникновение в компьютер, также незаконны.

- Никогда не отправляйтесь на личную встречу с «другом» из Интернета. Люди, с которыми Ваши дети познакомились в Интернете, могут быть совсем не теми, кем представились. Если ребенок настаивает на встрече, необходимо пойти вместе с ним и убедиться, что встреча проходит в людном публичном месте.

- Установите четкие правила использования Интернета. Как только Ваши дети начнут пользоваться Интернетом, необходимо установить четкие правила в отношении того, когда и как они могут его использовать, как и в случае с их первым велосипедом. Расскажите им об опасностях и о том, почему им необходимо соблюдать семейные правила, чтобы избежать неприятностей и весело проводить время в Интернете.

Заключение

Зачастую школьники чувствуют себя намного увереннее своих родителей в вопросах использования Интернета, однако, именно они чаще всего и становятся жертвами преступников и мошенников. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что при использовании Интернета могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность Ваших детей в Интернете, на 90% зависит от Вас.

Правила информационной безопасности

развернуть

1. НЕОБХОДИМО: создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам; использовать сложные пароли: минимум 10 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и другие символы; доверять только проверенным менеджерам паролей

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: использовать повторения символов; хранить пароли на бумажном носителе; использовать в качестве пароля свой логин; сохранять пароли автоматически в браузере; использовать биографическую информацию в пароле.

2. БЕЗОПАСНЫЙ Wi-Fi

НЕОБХОДИМО: отключить общий доступ к своей Wi-Fi точке, даже если у вас "безлимитный" интернет; использовать надежный пароль для доступа к вашей Wi-Fi точке; деактивировать автоматическое подключение своих устройств к открытым Wi-Fi точкам.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным (открытым) точкам Wi-Fi в кафе, транспорте, торговых центрах и т.д.

3. ПРОВЕРЕННЫЕ БРАУЗЕРЫ И САЙТЫ

НЕОБХОДИМО: использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать посещения сомнительных сайтов.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: переходить по непроверенным ссылкам; вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено (нет https)

4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

НЕОБХОДИМО: подключать двухфакторную аутентификацию; использовать минимум 2 типа e-mail адресов: закрытый (только для привязки устройств и средств их защиты) и открытый (для переписки, подписок и т.д.); использовать СПАМ-фильтры.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: реагировать на письма от неизвестных отправителей: скорее всего это спам или мошенники; открывать подозрительное вложение к письму: сначала позвоните отправителю и узнайте, что это за файл.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ, СОЦСЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ

НЕОБХОДИМО: устанавливать приложения только из PlayMarket, AppStore или из проверенных источников; обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ; обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах, только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе; использовать указание геолокации на фото в постах; отвечать на обидные выражения и агрессию в соцсетях - лучше напишите об этом администратору ресурса; употреблять ненормативную лексику при общении.

6. ЗАЩИТА БАНКОВСКИХ КАРТОЧЕК

НЕОБХОДИМО: Хранить в тайне пин-код карты; прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода; оформить отдельную карту для онлайн покупок и не держать на ней большие суммы; использовать услугу 3-D Secure и лимиты на максимальную сумму онлайн-операций; скрыть CVV-код на карте (трехзначный номер на обратной стороне), предварительно сохранив его.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке; сообщать CVV-код или отправлять его фото; распространять свои паспортные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона), «логин» и «пароль» доступа к системе «Интернет – банкинг»; сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений, сеансовые пароли, код авторизации, пароли 3-D Secure.

свернуть

ОСТОРОЖНО! МОШЕННИКИ!

О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ