План проведения индивидуальной консультации с учащимися
- Уточнить профессиональные намерения, т.е. узнать, что собирается делать учащийся после окончания 10-го класса (учиться в 11-м классе, ПТУЗе, ССУЗе).
- Узнать о том, что советуют выбрать родители после окончания 10-го класса, согласен ли учащийся с их мнением.
- Выявить познавательные интересы («любимые» и «нелюбимые» предметы); есть ли интересы, связанные с выбором профессии; как развивает интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, встреча со специалистом, посещение учебных заведений и др.). Оказывают ли помощь родители в развитии учебных и профессиональных интересов.
- Определить склонности (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учёбы время). Есть ли склонности, связанные с выбором профессии? Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей и какой-либо профессиональной деятельности? В чём она заключается?
- Уточнить способности (какие способности находит у себя учащийся в учебной деятельности). Есть ли профессиональные способности, то есть способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии и др.). Совпадают ли интересы, склонности и способности учащегося? Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о своих способностях? Согласен ли он с их мнением? Оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей...
Консультация для педагогов
"Профессиональная ориентация подростков"
Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных обязанностей классного руководителя. Целью профориентационной работы является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.
Задачами профориентационной работы с учащимися средних классов являются: формирование информационной основы выбора профессии, формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитание готовности к трудовой деятельности...
Основные формы и методы работы классного руководителя
по профориентации в средний классах
Профпросвещение. Основной функцией профпросвещения является ознакомление учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона).
Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:
- Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?
- Почему тебе нравится именно эта профессия?
- Что делают люди этой профессии?
- Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?
- Есть ли у тебя такие качества?
Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда.
Проведение экскурсий, содержательный аспект которых опосредован как особенностями возраста, так и образовательным уровнем учащихся. При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Для закрепления материала после экскурсии под руководством классного руководителя оформляется альбом, который пополнит коллекцию информационных материалов в классном уголке или в школьном кабинете по профориентации...
Профориентационная игра "В мире профессий"
Цель:
- Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
- Повышение информированности о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона...