Инновационная деятельность

 

Инновационный проект "Внедрение модели эффективного наставничества для обеспечения профессионального и личностного роста педагогов как основы повышения качества образования при реализации образовательных стандартов"

 

Сроки реализации инновационного проекта: 2024 – 2027 гг.

Руководитель инновационного проекта: Дунай Оксана Анатольевна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Сморгони»

Консультант инновационного проекта:

Авраменко Валентина Васильевна, доцент кафедры педагогики и психологии учреждения образования Могилевский государственный областной институт развития образования, кандидат психологических наук

Цель проекта: содействие профессиональному и личностному росту педагогов для обеспечения качества образования при реализации образовательных стандартов на основе использования эффективных практик наставнической деятельности.

Задачи проекта:

  1. Разработать теоретические и методические основы внедрения в деятельность учреждений образования современных практик наставничества с учетом достижений педагогической науки и передового педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект.
  2. Обеспечить организационно-педагогические условия для внедрения в методическую деятельность педагогических коллективов современных практик наставничества с целью обеспечения профессионального и личностного роста педагогов.
  3. Разработать научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов на основе реализации педагогами-наставниками современных моделей, форм и ролевых позиций наставнической деятельности с использованием эффективных современных средств.
  4. Создать партнерскую сеть участников инновационной деятельности, включающую вертикальную (ИРО – РУМК – МО – педагоги-наставники и педагоги) и горизонтальную (учреждения образования) структуры.
  5. Формировать, изучать, обобщать и развивать инновационный опыт учреждения образования по внедрению модели профессионального роста педагогов на основе внедрения современных практик наставничества в организацию методической работы в педагогическом коллективе.

Актуальность инновационного проекта

развернуть

 

 Вызовы современного этапа общественного развития определяют новые требования к результатам и качеству образования, которое должны обеспечить высоко профессиональные педагоги. В некоторых случаях специалисты работают больше, чем на одну ставку. Следовательно, актуальной становится проблема адаптации и профессионального роста молодых педагогов.

          Важным направлением в деятельности учреждений образования является аттестация педагогических кадров, что связано с определением квалификационных категорий педагогов, динамикой в росте категорийности членов коллектива; обобщение и распространение передового педагогического опыта, что отражает рост профессионального мастерства педагогов. Данный процесс также предполагает психолого-педагогическую поддержку педагогов в самореализации, которую может оказать более опытный коллегам или группа.

В каждом педагогическом коллективе находятся педагоги, которые поставленные задачи решают более эффективно, они могут передать свой опыт коллегам, что будет способствовать повышению качества образования.

Все эти направления в работе с педагогическими кадрами в учреждении образования – работа с молодыми педагогами, работа с педагогами в процессе аттестации и обобщения опыта, работа с педагогами по актуальным и проблемным для них направлениям педагогической деятельности - могут быть реализованы при осуществлении методической работы, цель которой – содействие профессиональному росту педагогов в обеспечении качества образования.

Необходимость осуществления эффективной наставнической деятельности с молодыми специалистами определяется также статьей 181 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-3 «Об основах государственной молодежной политики», в которой установлено, что в целях содействия подготовке кадров и адаптации в трудовом коллективе работающих молодых граждан может реализовываться система наставничества как форма обеспечения профессионального становления работника».

Главным критерием эффективного наставничества и в целом системы работы с молодыми и прибывшими учителями является их закрепление на рабочих местах.

Таким образом, институт наставничества направлен, прежде всего, на закрепление молодых педагогов в учреждениях образования, содействие их социально-психологической адаптации и профессиональному росту, что является важной государственной задачей. Однако практику наставничества необходимо рассматривать шире в контексте сохранения, развития человеческого капитала в любой сфере профессиональной деятельности, что выступает основным ресурсом развития общества и самореализации личности в жизни, поэтому поддержка специалистов в форме наставничества - принятая во всем мире модель решения данной задачи. В сфере образования наставническая деятельность приобретает особую важность как механизм связи опыта поколений, передачи традиций, как объединение членов педагогического коллектива в выполнении миссии учреждения образования по обеспечению качества образования. 

Достижения педагогической науки и практики на современном этапе развития свидетельствуют о кардинальных изменениях, прежде всего, в реализации модели наставничества. Если раньше связь была вертикальная, и наставляемый был в подчинении у наставника, то теперь наставничество просто не может быть директивным. Современное наставничество отличается, прежде всего, горизонтальностью связей на основе принципов педагогики партнерства, оно может реализоваться только через мотивацию и личное желание наставника и педагога (наставляемого).

свернуть

Модель эффективного наставничества для обеспечения профессионального и личностного роста педагогов как основы для повышения качества образования

развернуть

Программа инновационной деятельности "Внедрения модели эффективного наставничества для обеспечения профессионального и личностного роста педагогов как основы повышения качества образования при реализации образовательных стандартов", 2024-2027 гг(Смотреть).

развернуть

Мероприятия в рамках реализации инновационного проекта

развернуть
  • 10 сентября 2024 года на базе ГУО "Академия образования" прошел онлайн семинар-совещание "Управление инновационной деятельностью в учреждении образования", в котором приняла участие заместитель директора по учебной работе Ю.А.Григорчук. Спикером семинара выступила Дзюба Ирина Александровна, проректором по учебной работе ГУО "Академия образования", которая осветила основные вопросы организации инновационной деятельности в учреждении образования. Участникам семинара был представлен опыт реализации инновационных проектов других учреждений образования республики.

 

  • 10 сентября 2024года проведена диагностика участников инновационного проекта по определению их инновационной, методологической и методической компетентности по тематике проекта.

  • 17 сентября 2024 года прошло инструктивно-методическое совещание по теме «Определение тем педагогического исследования и форм трансляции инновационного опыта», в ходе которого участники инновационного проекта определили актуальные и соответствующие направлению деятельности темы педагогических исследований, определили формат представления итогов инновационной деятельности в данном направлении.
  • 24 сентября 2024 года заместитель директора по учебной работе Ю.А.Григорчук приняла участие в семинаре «Инновация как стратегия саморазвития» (на базе УО "Гродненский областной институт развития образования"). Спикером выступила Екатерина Будрик, методист методического управления менеджмента образования, сопровождения научной, инновационной деятельности, выполнения информационно-аналитических, экспертных, прогнозирующих функций в сфере образования. 
    В ходе семинара были актуализированы знания о нормативном правовом обеспечении процесса реализации инновационной деятельности. В завершении семинара определены направления деятельности участников экспериментальной и инновационной деятельности, которые обеспечат продуктивную реализацию проектов, в том числе и в ходе трансляции инновационного педагогического опыта.

  • 27 сентября 2024 года директор О.А.Дунай, заместитель директора по учебной работе Ю.А.Григорчук приняли участие в обучающем онлайн-вебинаре "Современный формат взаимодействия субъектов инновационного пространства на основе информационной платформы". В ходе семинара специалисты ГУО "Академия образования" познакомили присутствующих со структурой и особенностями заполнения информационной системы сопровождения инновационной деятельности.

 

  • 10 октября 2024 года отделом педагогических инноваций учреждения образования "Могилевский государственный областной институт развития образования" проведена в онлайн-формате внеплановая консультация «Функциональные обязанности педагогических работников, участвующих в инновационной деятельности» для педагогических работников учреждений образования, реализующих инновационный проект «Внедрение модели эффективного наставничества для обеспечения профессионального и личностного роста педагогов как основы повышения качества образования при реализации образовательных стандартов». В данном мероприятии приняла участие  заместитель директора по учебной работе Ю.А.Григорчук. Консультант инновационного проекта Авраменко В.В., доцент кафедры педагогики и психологии учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», акцентировала внимание на взаимодействии субъектов инновационной деятельности в учреждении образования, а также на функциональных обязанностях педагогических работников, участвующих в инновационной деятельности.

 

  • 31 октября 2024 года прошло первое занятие Школы совершенствования педагогического мастерства «Развитие ИКТ-компетентности педагогов в условиях формирования цифровой образовательной среды в учреждении образования». В ходе занятия участники школы посредствам интерактивных приёмов определили свои сильные и слабые стороны в данном направлении, познакомились с авторскими образовательными ресурсами, созданными педагогами учреждения образования. На практике познакомились с платформой для создания интерактивного контента Genially.
  • 4 ноября 2024 года заместителем директора по учебной работе Ю.А.Григорчук проведён семинар-практикум «Современные формы, типы, методы и приёмы в деятельности наставника» для участников инновационного проекта.  В ходе семинара педагоги-наставники познакомились с видами наставничества, особенностями их реализации.

  • 13 ноября 2024 года заместитель директора Ю.А.Григорчук, учитель русского языка и литературы Т.С.Высоцкая приняли участие в онлайн консультации по вопросам обобщения эффективного педагогического опыта и подготовке к сдаче квалификационного экзамена на высшую квалификационную категорию. Консультация проведена Авраменко В.В., доцентом кафедры педагогики и психологии УО «Могилёвский государственный областной институт развития образования», консультантом инновационного проекта.
  • 20 ноября в рамках методической недели "Молодым специалистам-помощь методистов" уроки молодых специалистов посетили методисты ГУ "Сморгонский РУМК" Маркевич Л.А., Новикова Т.И. При подготовке к методической неделе молодыми специалистами совместно с наставниками разработаны конспекты учебных занятий, подготовлен наглядный раздаточный материал.

 

  • 26 декабря 2024 года прошло второе заседание Школы совершенствования педагогического мастерства «Развитие ИКТ-компетентности педагогов в условиях формирования цифровой образовательной среды в учреждении образования». На заседании Пасынок Е.С., учитель белорусского языка, познакомила участников Школы с сервисом Kohoot и его использованием на уроках, Чайковская А.Г., учитель начальных классов, поделилась опытом использования цифровых инструментов для проведения учебных занятий и организации внеурочной деятельности. В ходе заседания педагоги на практике отработали современные онлайн сервисы, позволяющие создавать образовательные ресурсы.

 

  • 27 декабря 2024 года молодые специалисты первого и второго года работы приняли участие в тренинговом занятии «Маленькие шаги к большой цели». Занятие проводилось с целью оказания действенной помощи молодым педагогам при проведении урока. Участники тренинга составили своё «Колесо профессионального баланса», определили компоненты урока, реализация которых вызывает у них затруднения. Затем каждым участником был составлен индивидуальный план корректировки, который включал конкретные действия по совершенствованию компетентности педагогов в реализации тех или иных компонентов урока: чтение методической литературы, консультация по данной теме с наставником, посещение уроков у коллег, применение новых приёмов и рефлексия результативности их использования.

 

  • 5 февраля 2025 года для молодых специалистов ГУО "Средняя школа 1 г. Сморгони" педагогом-психологом Шапутько А.В. проведено тренинговое занятие "Это моя профессия?!" В ходе занятия посредством метафорических карт педагогами были проработаны темы: "Я - современный педагог", "Трудности, с которыми я столкнулся в работе", "Мои стратегии решения сложных ситуаций".

  • 10 февраля 2025 года заместитель директора по учебной работе Григорчук Ю.А. провела инструктивно-методическое совещание для аттестуемых на вторую и первую квалификационные категории педагогов учреждения образования. На совещании педагоги познакомились с требованиями для проведения аттестации и алгоритмом данной процедуры.
  • С 11 по 14 февраля 2025 года наставник Каминская Н.А. провела цикл индивидуальных консультаций для аттестуемых педагогов, в ходе которых были освещены вопросы подготовки открытых учебных и воспитательных мероприятий, особенности написания самоанализа профессиональной деятельности.

 

  • Заместитель директора по учебной работе Григорчук Ю.А. приняла участие в областном дистанционном тематическом семинаре "Подготовка промежуточного отчёта по итогам инновационной деятельности". На семинаре были рассмотрены вопросы диагностико-аналитической деятельности педагогов в процессе реализации инновационных процессов, структура и содержание справки о результатах реализации инновационного проекта.

 

  • 19 марта 2025 года учитель русского языка и литературы средней школы №1 г. Сморгони Высоцкая Татьяна Станиславовна приняла участие в обучающих курсах (вебинаре), организованных Академией образования, по теме "Обобщение и описание педагогического опыта учителей белорусского языка и литературы, русского языка и литературы". В ходе вебинара методистами Академии образования Чехловой Т. Ф. и Пашкевич Т. Ф. были освещены вопросы по подготовке педагогов к сдаче квалификационного экзамена на высшую категорию: современные подходы к обобщение и описанию опыта педагогической деятельности, технология Обобщение и описания опыта собственной педагогической деятельности, современные подходы к проектированию урока. Участники вебинара узнали, в какой форме проходит экзамен, а также смогли задать вопросы по интересующей их теме.

 

  •  20 марта 2025 года участник республиканского инновационного проекта, наставник Гринчук М.А. провела практикум для педагогов по работе с одаренными учащимися. В ходе практикума педагоги смогли принять участие в занятии наставника с учащимся, что позволило увидеть на практике как проходит подготовка к заключительному этапу республиканской олимпиады, задать уточняющие вопросы.
  • 25 марта  2025 года прошло третье занятие Школы совершенствования педагогического мастерства. Участники Школы познакомились с возможностями искусственного интеллекта и его использовании в образовательном процессе. Также презентовали созданные электронные образовательные ресурсы.

  • 26 марта  2025 года прошло тренинговое занятие для молодых специалистов по теме " Я шагаю к мастерству". На занятии педагоги выполняли упражнение " Мои профессиональные планы", где посредством метафорических карт анализировали свое состояние как педагога, пытались " увидеть" себя в будущем. Также метафорические карты помогали в составлении портрета успешного педагога. Молодые специалисты рассказывали, каким они его видят, чем он занимается, какими качествами обладает.
  • 26 марта  2025 года Григорчук Ю.А., заместитель директора по учебной работе средней школы № 1 г. Сморгони приняла участие в онлайн заседании творческой группы педагогических работников, участников инновационной деятельности, по теме "Инновационное пространство регионов: управление проектной деятельностью". Данное мероприятие проведено государственным учреждением образования "Академия образования".

  • 27 марта 2025 года наставником Каминской Н.А. для аттестуемых педагогов провела коуч-сессию " Развитие педагогов через рефлексию и осознание профессиональных мотивов" в ходе которой участники посредством различных заданий определяли свои сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности.
  • 28 марта 2025 года заместитель директора по учебной работе Григорчук Ю.А. и творческая группа педагогов, участников республиканского инновационного проекта ГУО "Средняя школа N1 г.Сморгони", приняли участие в семинаре-практикуме в формате видеоконференции по теме "Наставничество - путь к мастерству педагогов в обеспечении качества образования". На семинаре заместитель директора по учебной работе Григорчук Ю.А. представила визитку команды наставников учреждения образования и опыт работы участников инновационного проекта по реализации различных техник наставничества.

 

 

 

 

свернуть
поделиться в: