Модель организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации

Сроки реализации: 2020 - 2023

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну, основанную на дифференцированном подходе в воспитании с учётом возраста, уровня обучения и воспитанности обучающихся на ранней стадии выявления признаков десоциализации с учётом интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. Объектом педагогической коррекции становятся интегративные качества личности несовершеннолетнего, профилактическая работа строится на изменении соотношения положительных и отрицательных качеств и черт личности несовершеннолетнего, которые (по результатам диссертационных исследований) находятся в корреляционной зависимости. Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними направлено на развитие уже имеющихся и формирование новых положительных качеств и черт личности. Изменение внешних и внутренних факторов интенсивного формирования положительных черт и качеств личности уменьшает негативный потенциал несовершеннолетнего.

Деятельность с различными группами несовершеннолетних дифференцируется.

Работа с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, должна работать на первичность, на повышение уровня воспитанности, развитие самосознания и саморегуляции его поведения.

Работу с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия, необходимо направить на  исправление отклонений в процессе нравственно-правового становления личности, на профилактику противоправных действий, проводить периодическую проверку усвоения правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации. 

Структура внедряемой инновационной модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними состоит          из следующих структурных компонентов: концептуально-целевого, организационно-содержательного и результативно-коррекционного.

Основой концептуально – целевого компонента выступает идея:

оптимизации всей организационно-управленческой деятельности учреждения образования по профилактике противоправного поведения;

развития профессиональных компетенций педагогов, необходимых для проведения системной и систематической профилактической работы, выработка позитивного восприятия ими несовершеннолетних, независимо от отклонений поведения в различных видах их деятельности;

интеграции усилий всех субъектов воспитания по вопросам профилактики, организация совместной деятельности учреждения образования, семьи, общества и административных органов.

Педагоги и родители в своей воспитательной работе с подростками будут использовать педагогические возможности образовательного пространства района для преодоления отклоняющегося поведения; педагогическая коррекция поведения будет осуществляться дифференцировано на основе индивидуально − типологического подхода к выделенным группам и отдельным подросткам; психолого–педагогическая, организационно − педагогическая и средовая поддержка подростков в изменении их поведения будет организована на основе системного и целенаправленного взаимодействия всех субъектов деятельности.

Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетним необходимо

строить по следующим правилам:

  1. Организовывать деятельность и общение с несовершеннолетним таким образом, чтобы был обеспечен успех каждому воспитаннику.
  2. Способствовать применению положительных качеств, сил и способностей несовершеннолетнего в той деятельности, в которой особенно заметны его достижения.
  3. Проводить работу по формированию самосознания, объективной оценки и самооценки положительного и отрицательного.
  4. Обогащать индивидуальный опыт несовершеннолетнего за счет опыта коллектива, старших и сверстников; учить сопротивляться отрицательному примеру и негативному воздействию других лиц, формировать самостоятельность в поведении.

В основу модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации заложены следующие принципы:

принцип успеха и успешности, где успех рассматривается как обязательное условие и как норма полноценной жизни ребенка. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей учащегося, его позитивную самореализацию;

принцип педагогической поддержки на основе использования идей педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.), сопровождения (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова и др.) предполагает создание педагогических условий, способствующих формированию двигательной культуры обучающихся;

принцип диалогизации предусматривает приоритетность диалогических форм деятельности, равноправное партнерское общение входе взаимодействия в системе «педагог-учащийся-родители»»;

принцип самоанализа, сущность которого заключается в определении учащимися своих способностей, возможностей, желаний;

принцип гуманности предусматривает создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития подростков, выявления глубокого уважения к человеку, признание естественного права каждой личности на свободу, на социальную защиту, на развитие способностей и проявление индивидуальности, на самореализацию физического, психического и социального потенциала, на создание социально-психического фильтра против разрушительных в плывем негативных факторов окружающей природной и социальной среды, воспитание у молодежи чувства гуманизма, милосердия, благотворительности.

Деятельность при использовании модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации будет способствовать раннему выявлению признаков десоциализации в направлении формирования нравственно зрелой, подготовленной к самостоятельной жизни личности, способной занимать активную гражданскую позицию, жить в соответствии с социально-правовыми нормами. 

Организационно-содержательный компонент модели представлен следующими блоками

развернуть

I.   Диагностический.

II.  Деятельностный.

III.  Технологический.

IV.  Ресурсный.

I. Диагностический блок содержит следующие направления диагностики:

1. Определение уровня направленности личности (позитивная, негативная), ее основное содержание (коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие интересы, ценностные ориентации, мотивация.

2. Диагностика причин возникновения сложностей в поведении несовершеннолетнего.

3. Основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются).

4. Уровень средовой дезадаптации. Взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует, какие межличностные отношения могут быть использованы для преодоления ведущих недостатков или отрицательных качеств).

5. Диагностика «первичного социума» – отношений «родители–дети». Воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодолении недостатков.

6. Выявление особенностей внутри классных отношений учеников. Определение социометрического статуса в коллективе, уровень самосознания и самооценки.

II. Деятельностный блок:

Данный блок организационно-содержательного компонента представлен следующими видами деятельности:

1. Диагностика.

2. Профилактика и коррекция.

3. Просвещение.

4. Консультирование.

5. Организация досуга (временной трудовой занятости).

Рассмотрим деятельностный блок подробнее.

Диагностика.

Цель: выяснение причины сложностей взаимодействия. Психолого-педагогическое диагностирование.

Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) тестирование;

3) анкетирование; 4) социометрия; 5) изучение продуктов деятельности подростков; 6) изучение его интересов и склонностей; 7) изучение характера семейных отношений; 8) установление «психолого-педагогического диагноза», используемого в дальнейшей работе.

2. Профилактика и коррекция

2.1. Переориентация.

Цель: разрушение нежелаемого стереотипа поведения подростка.

Вид деятельности: 1) создание ситуации успеха в учебной деятельности; 2) оказание помощи в повышении созидательного статуса подростка; 3) оказание помощи в реализации социальных потребностей;      4) вовлечение несовершеннолетнего в социально значимую деятельность;    5) привлечение его к участию в коллективных творческих делах класса, учреждения; 6) разрушение «ложных» нравственных установок.

2.2. Закрепление.

Цель: формирование положительного стереотипа поведения и предупреждение изменения направленности личности.

Вид деятельности: 1) установление доверительных взаимоотношений с несовершеннолетним; 2) закрепление положительных качеств через понимание своей значимости, полезности.

2.3. Анализ и контроль

Цель: повышение эффективности мер воспитательного взаимодействия и выявление положительных изменений, происшедших с несовершеннолетним.

Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) изучение продуктов деятельности; 4) сравнительный анализ учебных и поведенческих достижений.

3. Просвещение.

Цель: Знакомство с нравственными критериями всех видов деятельности, с навыками борьбы со стрессами, актуализация источников нравственного опыта подростков.

Вид деятельности:

1) информирование,

2) нравственные беседы,          

3) уроки этики,

4) встречи со специалистами,

5) тренинги развитию.

4. Консультирование.

Цель: сбор необходимой информации, определение проблемы, установление доверительных отношений, выработка рекомендаций по существующей проблеме.

Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) тренинги по осмыслению проблемы; 4) консультации; 5) рекомендации.

5. Организация досуга (временной трудовой занятости)

Цель: Овладение несовершеннолетним способами организации своего свободного времени, развитие умения культурно и интересно проводить досуг.

Вид деятельности: 1) занятия в кружках, секциях, факультативах,       2) вовлечение в клубные объединения; 3)организация молодежных акций;   4) экскурсии; 5) трудовые бригады; 6) волонтерские объединения и т.д.

III. Технологический блок.

В данном блоке организационно-содержательного компонента представлены направления, приемы и методы организации индивидуально-профилактической работы.

Работа будет строиться в четырех модулях: модуль «Взаимодействие с учащимися», модуль «Взаимодействие с семьей», модуль «Взаимодействие с социальными партнерами», модуль «Взаимодействие с педагогами», которые будут направлены на личностное развитие подростков, основы жизнеобеспечения, трудовое воспитание, основы эстетического воспитания.

В данных модулях будут использоваться следующие методы:

разрушения отрицательного типа характера;

перестройки мотивационной сферы и самосознания;

перестройки жизненного опыта;

методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения.

В комплексе мер педагогического воздействия/взаимодействия с несовершеннолетним применимы разнообразные приемы, как задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности несовершеннолетних, так и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения обучающихся на ранней стадии выявления признаков десоциализации.

Выше изложенное позволит внедрить в воспитательную среду инновационные педагогические и психологические технологии, обеспечивающие воспитание социально-позитивного отношения к школе, к обществу, к сверстникам и воспитание культуры здоровья, предупреждение вредных привычек; сформируются у несовершеннолетних навыков аргументации своей точки зрения, навыка принятия группового решения, нахождения компромисса.

I. Коррекция особенностей личности.

II. Изменение содержания и характера деятельности.

III. Изменение условий семейного воспитания.

IV. Изменение содержания и характера общения.

IV. Ресурсный блок:

Ресурсный блок организационно-содержательного компонента включает в себя интеллектуальные, морально-материальные, информационные ресурсы.

Интеллектуальные ресурсы (педагогические работники, повышение квалификации педагогов, переподготовка, обучение персонала).

Моральные и материальные ресурсы (мотивация, премирование, моральное и материальное поощрение педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности).

Информационный ресурсы: (публикации, семинары, обмен опытом работы с учреждениями образования региона, республики) ближнего и (или) дальнего.

свернуть

Методические материалы

развернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Рекомендации педагогам по улучшению дисциплины

Буклеты

свернуть

Программа индивидуальной профилактической работы

развернуть

Примерный перечень диагностических методик

развернуть

Для педагога-психолога:
Диагностика законных представителей
- Методика диагностики коммуникативной установки (В.В. Бойко).
- Тест «Подростки о родителях» ADOR. (автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном).
- «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер) (ПОР – Подростки о родителях).
- Опросник САТ (Э. Шострем, адаптирована Л.Я. Гозман, М. Загики, М.Кроз).
- Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская)
Диагностика несовершеннолетнего
Изучение акцентуаций характера, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего.
1.Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда.
2. Семь качеств личности (Р. Кеттелл, модификация А.Г. Грецова).
3. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личко.
4. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т.В.Матолиной).
5. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению у подростка (А.Л.Орел).
6. Шкала оценки значимости эмоций (Б.И. Додонов).
7. Тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов).
Изучение уровня тревожности и сниженного настроения.
1. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга (адаптация Т.И. Балашовой) (Шкала сниженного настроения – субдепресии (ШСНС)).
2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д.Спилберг модификация Ю.Л. Ханин).
3. Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) Форма Б.
Оценка склонности к агрессивному поведению
1. Тест эмоций (тест Басса-Дарки модификация Резапкиной).
2. Опросник Басса-Дарки.
Изучение ценностных ориентаций
1. Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича.
2. Ценностный опросник (ЦО) Ш. Шварц.
Диагностика мотивации учения и внеучебных интересов
1. Познавательная потребность В. С. Юркевич (наблюдение педагогов) для педагогов.
2. Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиан, (модификация Магомед-Эминов Ш.). 31
3. Методика изучения мотивации учения подростков (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)
Изучение направленности личности (интересов и склонностей)
1. Карта интересов Голомшток А.Е. (модификация Г. Резапкиной).
Изучение межличностных отношений
1. Методика изучения социализированности личности ребенка (М.И.Рожков).
2. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С.Кауфмана
3. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис (для родителей, детей в возрасте от 11 лет до 21 года).
4. Стратегия семейного воспитания (для родителей).
5. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Для педагога социального и классного руководителя:
Анкеты: «Социальный статус семьи», «Мотивация к обучению», «Я и мои друзья», «Я и мой класс».
Тест «Ваша уличная компания» (Соколов Я.В.) выявление принадлежности подростков к группе риска в компаниях различной направленности.
Опросник Томаса Ахенбаха, направленный на диагностику девиантного развития у детей 4–18 лет представляет собой стандартизованный опросник, созданный как инструмент, измеряющий степень отклонения различных типов детского поведения от адаптивных возрастных норм. Опросник может проводиться в трех формах: для родителей, для учителей, для подростков. Карта Д. Стотта – систематизированное наблюдение за поведением ребенка с целью установления трудностей в поведении и адаптации. Карта состоит из описания фрагментов поведения, которые группированы в 16 синдромов нарушения развития. Заполняет «карту наблюдений» педагог или другой хорошо знающий ребенка человек, от которого требуется только подчеркнуть соответствующие поведению ребенка фрагменты.

свернуть

Список литературы

развернуть

1. Бархерит, Г.Я. Преодоление осложненного поведения подростков в условиях открытой воспитательной системы / Г.Я. Бархерит. – Минск: Тэхналогiя, 2005. – 107с.

2. Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-З (в редакции 9.01.2017г №18-3).

3. Кодекс республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01. 2011 г.

4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Постановление Министерства образования республики Беларусь 15 июля 2015 года № 82)

5. Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования/ Приложение к письму Министерства образования Республики Беларусь 20.07.2018 № 05-01- 21/6205 /дс/

6. Ничишина, Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. – Минск: Национальный институт образования, 2018. — 248 с.

свернуть