Сроки реализации: 2020 - 2023
Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну, основанную на дифференцированном подходе в воспитании с учётом возраста, уровня обучения и воспитанности обучающихся на ранней стадии выявления признаков десоциализации с учётом интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. Объектом педагогической коррекции становятся интегративные качества личности несовершеннолетнего, профилактическая работа строится на изменении соотношения положительных и отрицательных качеств и черт личности несовершеннолетнего, которые (по результатам диссертационных исследований) находятся в корреляционной зависимости. Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними направлено на развитие уже имеющихся и формирование новых положительных качеств и черт личности. Изменение внешних и внутренних факторов интенсивного формирования положительных черт и качеств личности уменьшает негативный потенциал несовершеннолетнего.
Деятельность с различными группами несовершеннолетних дифференцируется.
Работа с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, должна работать на первичность, на повышение уровня воспитанности, развитие самосознания и саморегуляции его поведения.
Работу с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия, необходимо направить на исправление отклонений в процессе нравственно-правового становления личности, на профилактику противоправных действий, проводить периодическую проверку усвоения правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации.
Структура внедряемой инновационной модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними состоит из следующих структурных компонентов: концептуально-целевого, организационно-содержательного и результативно-коррекционного.
Основой концептуально – целевого компонента выступает идея:
оптимизации всей организационно-управленческой деятельности учреждения образования по профилактике противоправного поведения;
развития профессиональных компетенций педагогов, необходимых для проведения системной и систематической профилактической работы, выработка позитивного восприятия ими несовершеннолетних, независимо от отклонений поведения в различных видах их деятельности;
интеграции усилий всех субъектов воспитания по вопросам профилактики, организация совместной деятельности учреждения образования, семьи, общества и административных органов.
Педагоги и родители в своей воспитательной работе с подростками будут использовать педагогические возможности образовательного пространства района для преодоления отклоняющегося поведения; педагогическая коррекция поведения будет осуществляться дифференцировано на основе индивидуально − типологического подхода к выделенным группам и отдельным подросткам; психолого–педагогическая, организационно − педагогическая и средовая поддержка подростков в изменении их поведения будет организована на основе системного и целенаправленного взаимодействия всех субъектов деятельности.
Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетним необходимо
строить по следующим правилам:
- Организовывать деятельность и общение с несовершеннолетним таким образом, чтобы был обеспечен успех каждому воспитаннику.
- Способствовать применению положительных качеств, сил и способностей несовершеннолетнего в той деятельности, в которой особенно заметны его достижения.
- Проводить работу по формированию самосознания, объективной оценки и самооценки положительного и отрицательного.
- Обогащать индивидуальный опыт несовершеннолетнего за счет опыта коллектива, старших и сверстников; учить сопротивляться отрицательному примеру и негативному воздействию других лиц, формировать самостоятельность в поведении.
В основу модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации заложены следующие принципы:
принцип успеха и успешности, где успех рассматривается как обязательное условие и как норма полноценной жизни ребенка. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей учащегося, его позитивную самореализацию;
принцип педагогической поддержки на основе использования идей педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.), сопровождения (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова и др.) предполагает создание педагогических условий, способствующих формированию двигательной культуры обучающихся;
принцип диалогизации предусматривает приоритетность диалогических форм деятельности, равноправное партнерское общение входе взаимодействия в системе «педагог-учащийся-родители»»;
принцип самоанализа, сущность которого заключается в определении учащимися своих способностей, возможностей, желаний;
принцип гуманности предусматривает создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития подростков, выявления глубокого уважения к человеку, признание естественного права каждой личности на свободу, на социальную защиту, на развитие способностей и проявление индивидуальности, на самореализацию физического, психического и социального потенциала, на создание социально-психического фильтра против разрушительных в плывем негативных факторов окружающей природной и социальной среды, воспитание у молодежи чувства гуманизма, милосердия, благотворительности.
Деятельность при использовании модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации будет способствовать раннему выявлению признаков десоциализации в направлении формирования нравственно зрелой, подготовленной к самостоятельной жизни личности, способной занимать активную гражданскую позицию, жить в соответствии с социально-правовыми нормами.