Модель активной оценки как средства когнитивного развития учащихся. Сроки реализации: 2013 - 2015

Методические материалы

развернуть

► План проведения и ход семинара «Проектирование урока с использованием метода активной оценки» -

► План проведения методического практикума «Целеполагание на уроках» -

► Педагогический совет «Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся – эффективное средство повышения качества образовательного процесса» -

► Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак на конце наречий-

► Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксическая роль инфинитива" -

► Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" -

► Канспект урока па беларускай мове ў 6 класе па тэме «Назоўнікі агульнага роду» -

► Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком, перенос слов с разделительным твёрдым знаком" -

► Канспект урока па беларускай мове ў 8 класе па тэме «Сказы са звароткамі»

свернуть

Диагностический инструментарий

развернуть

На протяжении осуществления инновационного проекта «Внедрение модели активной оценки как средства когнитивного развития учащихся» проводилось психолого-педагогическое сопровождение учащихся-участников этого проекта, целью которого являлось:

  • определение устойчивости, концентрации, переключаемости внимания;
  • изучение изменения уровня самооценки учащихся;
  • исследование процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение, структуры интеллекта учащихся.

Для этого применялись следующие диагностические методики:

свернуть

Программа инновационной деятельности

развернуть

Программа инновационной деятельности

Проект рассчитан на 2 года: сентябрь 2013 – август 2015 гг.

-

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный и прогностический (март – август 2013г.)

Проблемно - ориентированный анализ и определение проблемного поля. Обсуждение идеи инновационного проекта на педагогическом совете. Изучение нормативно- правовых документов по инновационной деятельности. Составление аннотированного списка научно- методической литературы по теме проекта. Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности. Мотивация учителей на инновационную деятельность, создание группы участников проекта. Создание модели активной оценки образовательных результатов учащихся.

Разработка и оформление инновационного проекта. Подготовка программы реализации проекта.

-

II этап - проектировочный (август- октябрь 2013г.)

Определение содержания и форм мониторинга и внутришкольного контроля, форм отчётности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции, возможных рисков и путей их преодоления. Уточнение плана реализации проекта. Издание приказа по школе об инновационной  деятельности, определяющего участников инновационной  деятельности и их функциональные обязанности. Разработка перечня индивидуальных творческих заданий для педагогов, принимающих участие в инновации. Определение основных направлений исследований участников проекта.

-

III этап - диагностический (сентябрь 2013г- май 2015г.)

Диагностика готовности и мотивации учителей к инновационной  деятельности, уровней профессионализма и компетентности учителей; уровней обученности, воспитанности и личностного развития учащихся; состояния здоровья учащихся и готовности учителей к созданию здоровьесберегающей среды обучения; готовности методической и психологической служб школы к организации и сопровождению инновационной  деятельности; степени включенности родителей в процесс организации работы по реализации проекта. Анализ и оценка полученной информации.

-

IV этап - практический (сентябрь 2013г.-март 2015г.)

Проведение родительских и ученических собраний с обсуждением вопросов внедрения модели активной оценки в школе. Ведение педагогических дневников учителями- инноваторами о ходе реализации инновационного проекта. Самообразовательная деятельность участников проекта. Организация разработки учителями планов уроков, включающих активную оценку. Целевое повышение квалификации педагогов на базе ГУО «Академия последипломного образования». Организация обмена опытом. Коррекция и регулирование процессов. Стимулирование участников инновационной  деятельности. Проведение психолого-педагогических консилиумов, систематической учёбы участников инновационной деятельности (семинары, практикумы, рекомендации). Организация обучения учащихся 2-10-х классов в соответствии с моделью активной оценки образовательных результатов учащихся. Информирование родителей о ходе и результатах реализации проекта. Укрепление научно-методической и материально-технической базы школы. Анализ и составление промежуточных отчётов.

-

V этап - обобщающий (апрель- май 2015г.)

Анализ полученных результатов инновационной деятельности. Анализ сформировавшегося опыта. Сравнение результатов владения учащимися оценочной деятельностью на начало и окончание инновационного проекта. Подготовка аналитического доклада и комплекса материалов по итогам инновационной  деятельности. Составление отчётов всеми участниками инновационной деятельности и общего отчёта по школе. Методическое оформление результатов, описание опыта. Презентация опыта и результатов инновационной  деятельности в своем коллективе. Разработка практических рекомендаций для учителей по использованию модели контрольно-оценочной деятельности.

-

VI этап - внедренческий (май 2015г.)

Перенос опыта в практику работы других учителей школы, других учреждений. Использование опыта и эффективных механизмов при внедрении спектра современных образовательных технологий. Разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой практике.  

свернуть

Описание модели

развернуть

Инновационный проект «Внедрение модели активной оценки как средства когнитивного развития учащихся»

С 2013 по 2016 учебный год на базе государственного учреждения образования осуществлялась реализация инновационного проекта «Внедрение модели активной оценки как средства когнитивного развития учащихся». Инновационный опыт, полученный в ходе реализации проекта, транслировался через публикации в средствах массовой информации, на районной научно-практической конференции педагогических работников «Реализация принципов дифференциации в условиях перехода к профильному обучению», на уровне областного семинара «Деятельность учебно-методического кабинета по формированию инновационного пространства района» и областного фестиваля «Инновационная школа: информационный и аналитический портрет».

 

Модель "Активная оценка образовательных результатов учащихся как средство когнитивного развития"

Описание структуры и содержания

внедряемой инновационной модели

Структурирование модели активной оценки образовательного процесса и результатов учащихся как фактора когнитивного развития осуществлялось в логике комплекса экспериментальных исследований. В структуре   внедряемой нами инновационной модели (Приложение) выделены три основных компонента:

1) активная оценка образовательного процесса и результатов учащихся;

2) когнитивное развитие учащихся;                                                              

3) «Я – концепция».                                                                                 

Основу компонента активной оценки составляют исследования Н.И.Запрудского по контрольно-оценочной деятельности в различных моделях обучения, где акцентируется внимание на активной оценке, которая существенно усиливает личностно ориентированный подход в оценочной деятельности субъектов образовательного процесса, а также апробированная технология позитивной оценки достижений учащегося общеобразовательной школы – «формирующая оценка» результатов образования – лаборатория модернизации образовательных ресурсов (Самара) совместно с экспертами отдела образования графства Нортумберленд и школы г. Кремлингтон (графство Нортумберленд), а также отделом политики и стандартов Кэмбриджского экзаменационного синдиката при поддержке Британского Совета/ Отдела культуры посольства Великобритании в Москве.                            

Когнитивный аспект базируется на экспериментальных исследованиях М.Е.Бершадского в области когнитивного развития учащихся, моделей  Гилфорда «Структура интеллекта», в которой содержится описание разных типов когнитивных способностей   и         Блума «Таксономия целей обучения», использование которой облегчит планирование учебного процесса, будет способствовать выработке методики и процедур оценки.

Третий компонент модели - «Я – концепция»  -   основывается на теоретической модели и результатах экспериментальных исследований А.В.Захаровой в монографии «Психология формирования самооценки», диссертационных материалах «Когнитивная самооценка и объективные показатели интеллектуальной деятельности» Позиной М.Б. Комплексное использование указанных источников позволило наполнить содержанием каждый компонент внедряемой нами инновационной модели.               

Первый компонент модели раскрывает активную оценку образовательного процесса и результатов учащихся как отражение идеи единства деятельности учителя и ресурса для планирования процесса и результатов. Деятельность учителя по организации активной оценки представлена в виде следующих последовательных действий:          

1) определение планируемых результатов и процесса обучения;                       

2) организация деятельности учащихся по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов;                                

3) сопровождение достижения учащимися запланированных результатов обучения с помощью целеполагания, критериальности, механизмов обратной связи, самооценки и взаимооценки.

Ресурсы для планирования образовательного процесса и результатов включают:                  

1) требования к деятельности учащегося и уровням достижения образовательных результатов  в зависимости от объективной сложности умственных операций;      

2) инструмент организации обратной связи.                                                      

В содержательно - функциональном аспекте когнитивного компонента модели отражается мониторинг составляющих когнитивной сферы и уровень достижения образовательных результатов.                               

Мониторинг составляющих когнитивной сферы непосредственно связан с образовательным процессом и деятельностью учителя. Для обеспечения когнитивного развития учащихся в ходе учебного процесса необходимо, чтобы содержание обучения, применяемые учителем методы, формы, средства и приёмы обучения соответствовали актуальному уровню когнитивного развития каждого ученика. Для изучения актуального уровня развития необходимы данные мониторинга, который включает диагностику четырех составляющих когнитивной сферы:                                                                       

1) базовые когнитивные характеристики интеллекта (уровень развития и структура вербального, математического, пространственного интеллекта; уровень развития кратковременной памяти; стратегии формирования абстрактных понятий; уровень интеллектуальной лабильности, вербальной и невербальной креативности);                                                                                     

2) общеучебные (метапредметные) умения (восприятие и переработка информации, заданной в письменной и устной формах; поисковые умения; перекодирование информации; экспериментальные умения);                                   

3) межпредметные знания и умения (владение декларативными и процедурными знаниями на уровне воспроизведения; владение процедурными знаниями на уровне применения);                                                                                  

4) предметные знания и умения (владение декларативными и процедурными знаниями на уровне воспроизведения; владение процедурными знаниями на уровне применения).       

На основе данных, полученных в ходе проведения мониторинга, определяются уровни когнитивной и общеучебной готовности школьника к усвоению новой информации. Мониторинг когнитивного развития представляет собой отслеживание процесса когнитивного развития учащихся. Когнитивность будет рассматриваться нами как процессуальность действия и наличие внутренних механизмов, обеспечивающих осуществление оценочной деятельности с точки зрения постановки цели, готовности к выбору ее реализации.                                                                                                 

Уровень достижения образовательных результатов включает воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценку в образовательном процессе. В основу предлагаемого расположения результатов положен принцип иерархической зависимости, когда каждый последующий уровень результата сложнее предыдущего и обязательно включает его. Данная таксономия целей обучения охватывает только когнитивную сферу.                            

Целостность модели завершается компонентом «Я – концепция», «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Составной и неотъемлемой частью «Я – концепция» являются самооценки учащихся, оценочное воздействие учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.                                                                    

Самооценка принадлежит к числу личностных образований, опосредствующих психическое развитие ребенка путем включения в динамические связи и отношения с другими феноменами психики.   А.В.Захарова отмечает, что ядро самооценки составляют принятые субъектом ценности, которые определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования.

Компонент «Я – концепция»    состоит из трех аспектов: когнитивного, оценочного и поведенческого, функционирующих в неразрывном единстве.  Первый аспект отражает знания человека о себе во всех областях и сферах жизни, наличие дифференцированных, глубоких по содержанию, реалистичных самопрезентаций. Когнитивная самооценка как компонент самооценочного мышления является своеобразной движущей силой интеллектуальной деятельности учащихся, а поскольку по своей сущности она должна быть сопряжена с измеряемыми объективными показателями, то ее качество определяется мерой адекватности этим показателям. Именно в этой ее сущности мы видим отличительный признак от традиционной самооценки. 

Оценочный аспект представляет совокупность оценочных характеристик, отношений к имеющейся о себе информации на основе соотнесения с общей структурой собственных ценностей.                                 

Поведенческие установки - действия, вызываемые образом «Я» и самооценкой, которые реализуются в продуктивной деятельности и общении с окружающими.                                                                                      Качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер. 

-

 

 

Критерии и показатели эффективности

инновационной деятельности

Критерии

Показатели

Когнитивное развитие учащихся

  • умение проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями;
  • умение делать соответствующие выводы;
  • умение обнаруживать проблемы и противоречия в воспринимаемой информации;
  • умение формулировать критерии для составления информации, поступающей из разных источников;
  • устойчивая познавательная мотивация;
  • планирование учащимися своих образовательных результатов, формируя умение учиться – ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность

Профессиональный уровень педагогов

  • интерес к инновационной деятельности;
  • повышение показателей качества образования учащихся;
  • умение индивидуализировать образовательный процесс;
  • положительная динамика в умении организовывать оценочную деятельность;
  • оптимальное планирование урока;
  • эффективное управление познавательной деятельностью учащихся

Обученность учащихся

  • повышение качества знаний и обученности по результатам четвертей, учебного года;
  • умение осуществлять выбор продуктивных и надёжных источников знаний;
  • умение определять критерии успеха;
  • владение приёмами продуцирования новых знаний на основе уже имеющихся;
  • умение выявлять успехи и проблемы в знаниях;
  • способность к рефлексии

Удовлетворённость результатами участников инновационной деятельности

  • повышение степени удоволетворетворённости субьектов образовательного процесса его ходом;
  • повышение уровня владения эфективными средствами и умениями организации контрольно-оценочной деятельности учащихся;
  • удовлетворение запросов родителей;
  • благоприятный психологический климат

Состояние здоровья учащихся

  • сохранение психофизического здоровья;
  • улучшение самочуствия учащихся;
  • снижение уровня учебной тревожности;

Личностное развитие учащихся

  • динамика изменения самооценки учащихся;позитивное изменение в социальной позиции учащихся;
  • способность к самостоятельному гражданскому и профессиональному выбору;
  • повышение уучащихся мотивации достижений

Качество управления инновационными процессами

  • повышение уровня обеспеченности учебно-методическими и научно-методическими материалами по теме инновационной деятельности;
  • позитивный имидж школы;
  • создание комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, ориентированного на формирование оценочной компетенции;
  • наличие системы морального и материального стимулирования педагогов-инноваторов
свернуть