Младший школьный возраст – очень важный период жизни каждого человека. Именно в начальных классах закладываются основы успешности освоения необходимых знаний.
Именно в этот период взрослым необходимо создать все условия для развития обучающихся, а развитие познавательной активности – это важное направление в работе с детьми с особенностями психофизического развития.
Младшие школьники с ОПФР стремятся к активной деятельности и их интересует все яркое, интересное, двигающееся. Используя знание психологических особенностей школьников, мы в образовательном процессе применяем определенные методы и способы развития познавательной активности, методы и приемы обучения и воспитания. На познавательную активность учащегося влияет полнота и разнообразие деятельности: чем интереснее деятельность, тем выше уровень познавательной активности.
В своей педагогической деятельности часто сталкиваемся с пассивными детьми, которые мало интересуются окружающим миром. Низкий уровень познавательной активности свидетельствует о недостаточном накоплении знаний, умений и навыков у школьников, недостаточном развитии или отклонении в развитии, поэтому так важно развивать познавательную активность обучающихся.
Наблюдение за явлениями природы, изменчивостью позволяет осознать объективные закономерности, причинные зависимости, овладеть элементами логических операций. Это обогащает чувственный опыт, учит наблюдательности, развивает внимание, память, готовит к восприятию словесной информации.
При ознакомлении с явлениями общественной жизни большое внимание уделяется формированию понятия семьи. У младших школьников необходимо формировать понятие о родственных связях, учить заботиться о близких, проявлять уважение к окружающим, жить в социуме. Сформированные понятия социальной жизни позволяют детям с ОПФР успешно адаптироваться в новом коллективе, общаться с другими людьми.
Использование различных видов деятельности содействует более качественному ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной активности, позволяет в непринужденной форме познавать окружающий мир, является основой развития наглядно-действенного мышления.
На развитие познавательной активности влияет использование приема классификации и группировки по определенному признаку, если мы используем доступные школьникам упражнения и понятную задачу. Например, нужно выбрать предметы, которые способствуют сохранению здоровья или помогают интересно провести время.
Моделирование и конструирование позволяют развивать не только познавательную активность, но и мышление, творчество, воображение, фантазию.
В моделировании и конструировании возможно использование природного материала, бумаги, игрушек, пластилина.
Важно в процессе конструирования, моделирования, сравнения, классификации учить детей продуктивному, уважительному общению друг с другом, учить задавать вопросы. Общение друг с другом, наличие обратной связи при взаимодействии педагога и детей позволяет погружаться в продуктивную деятельность, активный мыслительный процесс, так у обучающихся появляется заинтересованность к занятиям.
Умение задавать вопросы делает процесс познания более интересным, дети чувствуют связь друг с другом и взрослыми. Вопросы следует задавать проблемного характера, на которые необходимо ответить после рассуждений или раздумий. Вопросы репродуктивного характера способны лишь проверить усвоение материала, но заинтересовать процессом или деятельностью они не могут. К вопросам проблемного характера относятся вопросы такого плана:- Почему на картине мальчик не играет со всеми?
Речь учителя-дефектолога является образцом для детей, они учатся по образцу задавать ответные вопросы. Педагог должен отмечать удачные вопросы, интересные формулировки, тем самым стимулируя детскую любознательность. Взрослым важно с вниманием относиться к вопросам детей, чтобы далее развивать их познавательную активность.
Для развития познавательной активности целесообразно использовать вместо обычного повторения и закрепления изученного материала применение полученных знаний в практической деятельности, в сходных ситуациях. Так происходят повторения на опосредованном уровне.
Постановка опытов и экспериментирование также позитивно влияют на развитие познавательной активности детей с ОПФР. Благодаря этим методам школьник пробует самостоятельно искать решение вопроса, при этом развивает творчество и воображение.
Изобразительная деятельность также может содействовать развитию познавательной активности обучающихся с ОПФР.
Определены педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательных интересов младших школьников:
- создание предметно-пространственной среды, подготовка интересного, занимательного содержания, содействующего развитию познавательных интересов;
- организация поисковой деятельности обучающихся, создание проблемных ситуаций;
- организация творческой деятельности с учетом индивидуальных интересов;
- переключение детей с одного вида деятельности на другой;
- создание психологически комфортной среды;
- стимулирование эмоционально положительного отношения к познавательной деятельности;
Развитие познавательной деятельности должно проводиться с применением различных форм и методов работы: в ходе тематических занятий, экскурсий, прогулок, игр, выставок, встреч. В целях активизации познавательной деятельности на занятиях используются разнообразные средства и методы: беседы, музыка, произведения изобразительного искусства, художественное слово, экскурсии, моделирование, экспериментирование, поисковая деятельность и др.
свернуть